Важным фактором, определяющим темпы приватизации жилья, может стать перевод большей части ведомственных квартир в муниципальную собственность в результате приватизации предприятий. Другим фактором может быть принятие региональными и местными администрациями мер по поощрению дальнейшей приватизации.
3. Инвестирование в жилищное строительство.
Основными источниками инвестиций в региональный жилищный сектор являются федеральный, местный бюджеты, средства населения, корпоративные средства. В настоящее время проявляется тенденция сокращения государственного финансирования строительства жилья. Основная роль в пополнении жилого переходит к территориальным бюджетам и доходам населения. Приняты следующие законодательные акты: Указ Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы», «Порядок формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства», «Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья»,.
В европейских странах государственное финансирование жилищной сферы сократилось тогда, когда проблема дефицита жилищного фонда была решена. В основном жилье приобретается и строится за счет кредитных средств. В нашей стране отрицание традиционной системы распределения жилья носило произвольный характер. Следствием этого становится резкое повышение цен на жилье. Однако для большинства населения жилье как товар является недоступным. Высокой становится и плата за содержание наличного жилья.
Инвестиции в строительство жилья повышают социально-экономическую эффективность региональной экономики. Рост объемов нового строительства снижает уровень жилищного дефицита. Привлечение финансовых ресурсов в жилищную сферу является фактором связывания инфляционного спроса. Прирост инвестиций создает дополнительный эффект, результатом которого становится увеличение масштабов производства и уровня занятости.
На настоящий момент существует несколько вариантов приобретения жилья. 1. Любая семья, которая имеет жилую площадь в размере менее 8 кв. м на одного человека либо не имеет совсем, может обратиться по месту жительства в районную администрацию и встать на очередь по улучшению жилищных условий. 2. Получение жилья от предприятия. 3. Можно вложить собственные средства в строительство жилья. 4. Покупка готового жилья. Возможность использования того или иного варианта может рассматриваться только с учетом оценки материального благосостояния конкретной семьи. Формирование вторичного рынка жилья позволяет при наличии средств улучшить жилищные условия в короткий срок. В случае финансирования строительства жилья существует риск значительного увеличения стоимости квартиры. Возведение жилищно-строительных кооперативов приостановлено из-за отмены дотаций государства на строительство кооперативного жилья. Они составляли примерно 75% стоимости жилья и предоставлялись в виде кредита на 10-15 лет. Сейчас местные органы власти могут оплачивать лишь 25% (как прежде пайщики), а оставшаяся доля (75%) является значительной для физических лиц.
Потребность в развитии гибких схем покупки относительно дешевого жилья постоянно увеличивается. Это объясняется не только низкими темпами строительства жилья, но увеличением числа граждан, не имеющих жилья (бывших военнослужащих, мигрантов и т.п.). Анализ доходов жителей РФ показывает, что в настоящее время не более 3-5% граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома, квартиры. Механизм долгосрочного накопления средств на приобретение жилья при их защите от инфляции практически отсутствуют. Подавляющее большинство населения, несмотря на наличие у него средств, фактически лишено возможности участвовать в финансировании жилищного строительства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.