Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 53

Возможность такого перемещения определяется, в первую очередь, правовыми, экономическими условиями. Правовые регуляторы - это законодательные акты. Экономические регуляторы - это состояние рынка труда, уровень спроса и предложения рабочей силы в разрезе профессий и квалификации. Регулирование данного вида миграции возможно на различных уровнях: международном, государственном, региональном.   Региональный уровень предполагает упорядочение потока мигрантов с помощью административных методов, в некоторых случаях, возможно, использование правовых норм, ужесточающих либо упрощающих Федеральное законодательство.

«Добровольные» мигранты рассматривают миграцию как одну из законных форм человеческой деятельности, средство повышения социальной мобильности, реализацию прав человека на свободу перемещения.

Для нашей страны проблема экспорта-импорта рабочей силы долгое время была не актуальной. Ограниченный обмен трудовыми ресурсами осуществлялся только между странами «социалистического лагеря». Теперь Россия превращается в субъект международного рынка труда. Необходимо правильно оценить его закономерности, обычаи, емкость, потенциал, направленность трудовых потоков, их эффективность для национальных потоков.

В целом международный рынок труда сформировался экономически, юридически и в профессиональном отношении. Конъюнктура использования труда иностранцев длительное время складывалась без участия России. Естественно к новому контингенту работников у работодателей настороженное отношение. С падением спроса на иностранную рабочую силу в 80-х годах ужесточилась конкуренция на этом рынке. Так что ожидать значительного оттока рабочей силы из нашей страны на зарубежные заработки вряд ли можно. Чтобы придать отечественной трудовой эмиграции цивилизованные формы, социально защитить работающих за рубежом наших сограждан, государство предприняло ряд мер. Уже заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств-участников СНГ. Оговорен текст договора с Чехией, находятся на рассмотрении проекты соглашений с Грецией, ОАЭ, Кипром, Израилем, Испанией, некоторыми странами Латинской Америки. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми в них ежегодно могут работать не более 4 тысяч россиян.

Среди положительных факторов, сопровождающих этот процесс, можно отметить. 1.Снижение давления на национальный рынок труда. 2.Минимизация существующих в его структуре дисбалансов. 3.Уменьшение безработицы.  Финансовые поступления легально работающих за рубежом превышают экономические издержки. 

В мировой практике доходы от экспорта рабочей силы складываются главным образом из направляемых домой денежных переводов лиц, уехавших на заработки за рубеж.

Таблица 1

Доходы от экспорта рабочей силы у основных стран-экспортеров рабочей силы (млрд. долл.)

Страна-экспортер рабочей силы

Среднегодовой доход за период

1986-1990 гг.

Югославия

5,3

Португалия

3,6

Египет

3,5

Канада

3,4

Испания

2,6

Индия

2,4

Пакистан

2,4

Турция

2,2

Австралия

1,6

Греция

1,5

Израиль

1,5

Польша

1,4

Марокко

1,4

Италия

1,4

Мексика

1,1

Статистический ежегодник МВФ. - Нью-Йорк, 1991. (Каменский А. Работа за рубежом: в чем интерес для России? //Экономическая газета, 1994. - №10.)