4. Интегрированный вариант (на основе 1 и3). Разрабатывается некоторый стандарт (минимальный потребительский бюджет, рациональный потребительский бюджет, бюджет социального минимума и т.д.). Он опосредованно отражает как количество денег, необходимое для определенного образа жизни, так и образ жизни, ожидаемый от людей с определенным уровнем дохода. На каждом уровне оценивается стоимость потребления (питания, жилья, транспорта, одежды и ухода за собой, другого семейного потребления), объем иных расходов (включая вклады, страхование жизни, профессиональные расходы), выплат в прочие фонды страхования. Эти стандарты должны регулярно пересматриваться.
Последний подход имеет преимущество в том, что он, по сути, представляет собой шкалу адекватности дохода, связанную с критерием. Первые два подхода также можно превратить в шкалу. В шкале, основанной на установленном государством уровне мало обеспеченности, отчасти можно использовать прожиточным минимум, а в шкале, учитывающей относительный доход, - различные соотношения оцениваемого дохода со средним доходом.
Показатель прожиточного минимума по своему содержанию намного уже «потребительской корзины», минимального потребительского бюджета и включает, согласно правительственной методологии, ограниченный круг позиций, отражая черту физиологической границы выживания человека. Сюда входят 25 наименований продуктов питания и утвержденный список непродовольственных товаров и услуг.
В мировой практике прожиточный минимум рассчитывается не только с учетом пола и возраста человека, но и для семей различного состава и типа.
Прожиточный минимум можно считать красной чертой для измерения бедности, оказавшись за которой человек не может обеспечить на свой доход даже самые насущные потребности, минимально необходимые для сохранения здоровья и своей жизнедеятельности, особенно в продуктах питания. Семья, имеющая среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
По своему экономическому содержанию прожиточный минимум является основой установления главных социальных гарантий граждан. В этом качестве он важен для формирования и реализации социальной политики и конкретных социальных программ. Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” создает правовую основу для определения этого показателя, установления минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты населения.
4. Дифференциация доходов населения: факторы и тенденции.
Дифференциация индивидуальных доходов – объективно обусловленное явление, выражающее социально-экономические различия в положении людей в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Углубление социальной дифференциации ведет к расширению ареала бедности. Попытки смягчить данный процесс сводятся к оказанию социальной помощи, эффективность которой мала.
Основные тенденции социальной дифференциации.
- Нарастает дифференциация доходов населения и изменяется структура доходов, что связано с изменением социальной структуры общества, появлением новых социальных групп. Дифференциация людей начинает выполнять функцию социального селектора (например, доступ к образованию, медицинскому обслуживанию).
- Сокращается сфера влияния государства на процессы дифференциации. Сама шкала дифференциации, то есть расстояние между семьями, располагающими максимальными и минимальными доходами, увеличивается.
- Ухудшается положение средних слоев, нарастает тенденция сближения их по уровню жизни с бедными слоями населения, уменьшается разрыв в стандартах потребления между основной частью экономически активного населения и беднейшей его частью.
- За чертой бедности оказываются не только многодетные, неполные семьи, семьи инвалидов, мигрантов, но и типичные семьи, что обуславливается не только соотношением работающих и неработающих членов семьи, но и низкими заработками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.