Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 97

Первые годы своей жизни он провел под надзором своей благочестивой матери, от неё получил первые уроки христианского благочестия. Дети христианских родителей могли тогда получать образование только в языческих школах. Учащиеся здесь подвергались влиянию преподавателей язычников. Достигнув 20-летнего возраста, он учился у Ливания, изучал красноречие. Ливаний был приверженцем Юлиана и превозносил его действия и сочинения, направленные против христианства. Всё это было угрозой для детей, которые сюда приходили из христианских детей. Но Златоуст был воспитан в твердом христианском благочестии. Св. Ин.Злат., изучая во всей полноте языческую мудрость, отличался подлинным христианским благочестием. Учась у язычников, он ещё более утверждался в вере, потому что узнавал лживость идолов. Неизвестно, сколько он учился. По окончании образования, он в начале решился встать на путь юриспруденции, прошел адвокатскую практику. Это давало ему познакомиться ближе с нуждами и стремлениями человеческого общества. Вместе с тем, в языческих судах процветало корыстолюбие, и выигрывал дело тот, кто мог больше заплатить. Он сам говорит, что он прельщался публичные зрелища, вредные влияния на нравственность которых он потом рассказывал о её тлетворной силе. Но промысл Божий готовил его на благо Церкви. и в суете он нередко задумывался над смыслом своей жизни, и его часто посещали мысли, чтобы предаться жизни, посвященной духовным подвигам, размышление предметов божественных. Это поддерживалось его другом Василием, с которым он сблизился в училище. Василий был чужд мирских развлечений, вел подлинную подвижническую жизнь. В беседах с Иоанном он увещал его освободиться от мира. И Иоанн Златоуст оставил занятия судебными делами, оставил светскую жизнь и, пременив одежду, начал постоянно ходить в храм для молитвы. И возглавлявший Антиохийскую Церковь св. Мелетий тоже оказал большое влияние на Иоанна Златоуста. Многие, желая не только слышать имя, но и желая видеть изображение святого, начертывали его на жилищах, на чашах. В лице Мелетия Бог радовал Иоанну руководителя в духовном просвещении. Когда Златоуст часто стал посещать храм, это не мог не заметить Мелетий. Златоусту было около 25 лет, но он ещё не принимал таинства Крещения. Под влиянием Мелетия Ин.Злат. принял Крещение и ещё более усердно стал посещать б/с. Крещение совершил сам Мелетий. Златоуст изменил свою жизнь. С того времени он никогда не употреблял клятвы, не злословил. Вскоре он решил посвятить себя на служение к Богу, оставалось только избрать монашество или женатый клир. Василий увещал его поселиться с ним в уединении и предаться подвигам. У Златоуста было собственное влечение к такому образу жизни, но просьбы престарелой матери удерживали его от этого шага. Мелетий определил его чтецом в Антиохийской Церкви. Чтец – это клир, а клир – это своеобразная школа. В Антиохии занятия в клире приближались к регулярной школе, старшие пресвитеры наставляли младших. Был там Диодор Тарсийский среди учителей. В клире он и приобрел необходимые знания. Чтецы в древней Церкви должны были читать и понимать Слово Божие, чтобы доносить истинный смысл. Чтецы читали отрывки из ВЗ, апостольские послания, должны были углубляться в смысл евангельских повествований, что соответствовало древнему устройству. В особенности ему надо было углубляться в СП. После того, как он был поставлен на степень чтеца, Мелетий был сослан по проискам ариан. Император Валент начал преследовать православных, Которые не соглашались с арианами. Одной из первых жертв стал св. Мелетий, который за верность православию был сослан в заточение. Диодор вел аскетический образ жизни, не имел постоянного жизни. В отсутствие Мелетия, Диодор шел из дома в дом, и проповедовал. Во время гонения он стоял твердо. Это похвальное слово Златоуста Диодору. Диодор известен тем, что был наставником христианского юношества. Сократ и Созомен: Диодор написал много книг. Св. Василий Великий тоже упоминал о пользе его сочинений. Он избегал крайностей в способе толкования. Диодор был учителем Феодора Мопсуетского