Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 41

С одной стороны, была идеологическая победа христианства над язычеством, но по своей жизни многие христиане были ещё язычниками. Свет Евангелия Христова просвещал людей, они по убеждениям становились христианами, но по жизни не сразу могли стать таковыми. Поэтому проповедь "ораторско-практическая". "Практическая" – потому что касается жизни. По построению же – ораторская.

Такое деление на направления в некоторых случаях имеет несколько условный характер, имеется ввиду лишь по преимуществу направление проповеди, которое было характерно для того или иного направления. Но проповедники ораторско-практического направления, принимая во внимания события церковной жизни, характерные для того времени, должны были вооружаться и против ересей – т.е. догматические вопросы. Поэтому у них есть и проповеди догматико-полемического характера. То же самое можно сказать и про проповеди нравственно-аскетического направления, проповедникам иногда надо было выходить в мир и вооружаться против ересей (догматико-полемический характер). Представители и догматико-полемического направления должны были касаться вопросов христианской нравственности, должны были применяться приемы ораторского искусства. Догмат – основа христианской нравственности, и часто еретики, стараясь доказать свою истинность, забывали о вопросах нравственности и проявляли небрежность в этом отношении, даже православные иногда забывали, что нужно не только праведно веровать, но и праведно жить. Поэтому представители догматико-полемического направления должны были заниматься вопросами нравственностью. Кроме того, они должны были обличать еретиков, которые вовсе забывают о христианской морали. Такое деление проповедников, поэтому, имеет несколько условный характер.

Лучше всего начинать с проповеди нравственно-аскетической, потому что эта проповедь в большей степени, чем другие направления церковной проповеди, связывает нас с предыдущей эпохой. В особенности, проповедь нравственно-аскетическая отражает особенности церковной проповеди века апостольского и века мужей апостольских, потому что никакая другая проповедь IV века не сохранила так черты, как проповедь века апостольского. Характерные черты века апостольского сохранились именно в атмосфере монашеской. Это касается и отдельных проповедников этого периода, которые были сначала анахоретами; когда же распространялась молва, это привлекало многих людей, и они становились наставниками многих живущих в миру.

Колыбель монашества – Египет. Именно здесь мы находим то, что наиболее ярко характеризует христианское подвижничество с древнейших времен. Монашество явилось не столько как отрицание мира, сколько как необходимость подвига очищения, стяжания добродетелей. Монастыри не имели сначала собственных священников, и монашествующих окормлял приходской священник. В последующее время и среди монашествующей братии были священнослужители. Начальник монастыря не всегда был в иерейском достоинстве, он был просто духовным руководителем, а богослужение мог совершать, если он удостаивался священного сана, и новоначальный. Часто монашествующие по осознанию недостоинства не принимали сан. Потом монашество было более упорядочено, и руководителей монастырей поставляли в священный сан. Развитие монашествующего воздействовало на развитие церковной проповеди. В тиши монастырей можно было заниматься изучением написанных книг и их переписыванием. Монастырская жизнь содействовала богомыслию, отсюда – развитие проповеднических навыков, т.к. авва должен был проповедовать в воскресные дни.

В монастырях подвизались ученые мужи, некоторые из которых становились епископами, а другие, завершив подвиг архиерейства, переходили на покой в монастырь, где продолжали своей аскетический подвиг, они должны были делиться с братией. Первый монастырь основал прп. Пахомий Великий. Его правила прямо предписывают всей братии монастыря заниматься образованием.