Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 76

Святой Василий Великий опровергает извинения богачей, которые под разными предлогами старались отказаться от того, к чему призывал их святой отец. Они говорили, что много средств уходят на воспитание детей и другие необходимые нужды и, если они будут жертвовать другим, благополучие их семьи не осуществится. "Когда не будете уже между людьми, тогда будете человеколюбивыми (т.е. они сказали раздать какие-то средства после своей смерти нищим) – великая тебе благодарность, что, лежа в гробу, станешь великодушным, у умершего вдруг появилась благотворительность! Никто не торгует, когда торг закончился, никто не увенчивается на арене, когда уже закончена битва. В конце жизни невозможно стать благочестивым, покажи при жизни твои добрые дела и ожидай воздаяния после смерти".

Он не оставляет без наставления тех, кто терпит нужду. Человек не должен пребывать в праздности. С другой стороны, нужно каждому проявлять разумную заботливость о себе для того, чтобы не вызывать бедность.

Слово на ростовщиков – очень ярко изображается внутренний мир ростовщика и нуждающегося. Представляется и внешний вид, и волнения, которые связаны с прошением о долге и когда наступает время отдавать. В 14 псалме при описании свойств праведного указывается: "сребра своего не даст в лихву", т.е. в рост. Св. Василий Великий громит этот бич, который во время жизни св. Василия был ужасным бедствием, неотвратимым для людей, которые обстоятельствами жизни были вынуждены обращаться к злым заимодавцам. Их деятельность была разрешена римскими законами, по которым он имел полную власть над должником – мог даже продать в рабство его самого, его жену и детей. Св. Василий Великий с большой силой обличает неправды, связанные с таким правом заимодавца. Обличая этих людей, св. Василий не менее сильно говорит против тех, кто становится жертвами ростовщиков. Св. Василий употребляет различные средства, чтобы предупредить нуждающихся и предостеречь их от опасности брать долг у этих людей. Он изображает унижение должника перед заимодавцем, внутреннее состояние человека, заботящегося об отдаче долга. "Богат не тот, кто много имеет, но кто умеет довольствоваться своим достатком. Взяв заем, и богатым не сделаешься, и в рабство попадешь. Мы, бедные, отличаемся свободой от забот; наслаждаясь сном, смеемся над бессонными ночами богатых. Также и должник проводит бессонные ночи... Муравей и пчела пропитываются, никому не одолжаясь" – благодаря своему неустанному труду.

В беседах на Шестоднев он особенно часто приводит примеры из природы. Там в 8 беседе о пчелах очень подробно он говорит: некоторые из животных живут жизнь гражданственную, склоняются к одной общей цели – у них общие жилища, общий вылет, одно занятие. За всякое дело они принимаются вместе. Царь у них не по жребию, не по выбору выбираются, не по родовому преемству... Если которые из пчел не последуют примеру царя, вскоре раскаиваются, поражаемые жалом.

Необходимо поражать свойству пчелы, которая, не делая никому вреда и не повреждая чужое, делает соты. Воск и мед она собирает с цветков. Очень подробно он говорит о жизни пчел, о взаимосвязи их действий, благодаря которой получается результат их трудов в виде производства воска, пыльцы, молочка и многого другого. Он останавливается на форме ячеек в вощине – геометрически точно рассчитано и совершенно. Он останавливается на этом подробно, чтобы побудить людей подражать им в трудолюбии и взаимодействии, помощи друг другу.

16.  Святой Григорий Богослов

Личный друг св. Василия Великого, и в его проповеднической деятельности тоже отразилось ораторское искусство и практическая направленность его проповеди. Он старался проникнуть в тайны Божии и поэтому более подробно останавливался на догматических истинах, которые были предметом спора между православными и еретиками, особенно в КП период его жизни, когда он был извлечен из привычной среды и поставлен в столицу, где пришлось вести непосредственную борьбу с арианами, и пришлось заниматься догматическими вопросами с полемикой против заблуждающихся.