Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 107

Дерзко и безумно для человека приписывать себе совершенное ведение сущности Божией, это скорее доказательство безумия, чем великого ума. Человек смеет сказать, что знает Бога также, как Бог знает Себя! Нужно ли для этого опровержения и доказательства? Таковые сами доказывают, что они безумны. Подумай, бедный и жалкий человек, о своем естестве. Пророки не только не знают сущности Божией, но даже не знают и Премудрости от сущности. "Аз есмь земля и пепел" – говорит праотец, который беседовал с Богом. Павел, приявший бо,льшую, нежели пророки, благодать, исследовав промышление, сказал: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" Взойдем на небеса и узнаем, что и там ниодна сотворенная сила не знает сущности Божией. Он лишь славят, поклоняются, возглашают победные и таинственные песнопения, а Серафимы возглашают: "Свят, свят, свят", закрывая лица свои. Вся тварь страшится, лишь аномеи смелые. Как избегнешь наказания ты, пытливо вопрошающий о рождении Неизреченного?

Ты отличен свободой не для того, чтобы оскорблять Бога, но чтобы прославлять. Глаза прекрасны и полезны, но если захотят видеть без помощи света, то красота им не поможет. Аномеи говорят: поэтому не знаешь, что чествуешь. Но невозможно знать сущности Бога. Кто из двоих лучше знает: тот, кто не знает, сколько расстояние неба, или тот, кто говорит, что может измерить его пядью руки. Для благочестия достаточно знать, что Бог существует.

Споры с еретиками приводили к тому, что многие христиане забывали о вопросах благочестия. Споры с еретиками доводили многих православных до крайностей. Некоторые, утомившись догматическими спорами, увлекались диалектическими тонкостями и равнодушно стали смотреть на вероизложения, думая достаточности лишь исповедовать Господа Иисуса Христа. Этим пользовались еретики и писали свои символы. Чтобы удобнее распространять свои мудрования, они говорили, что спор между ними и православными касается незначительных деталей, и частные различия не столь важны, чтобы ради них спорить, враждовать и разделяться. Это представлялось привлекательным, потому что многим споры надоедали. Но вся беда заключается в том, что своей терминологией еретики старались заменить православную терминологию. Не приемля эту терминологию и внедряя свою, они подрывали истинные устои Православия. В подтверждение своих мудрований они приводили слова ап. Павла из послания к Римлянам 14,5: "кийждо в своей мысли да извествуется" и Флп. 1,18: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться". Но эти слова приводились в отрыве от контекста, поэтому вводили в заблуждение.

Златоуст восставал против безразличия к заблуждению. Объясняя слова из Рим., Златоуст дает понять, что апостол говорит не о произволе вероучения, а о свободе к употреблению пищи, поскольку в Риме некоторые из христиан, постившиеся постоянно, осуждали непостившихся. Он говорит в контексте: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим. 14,4-5). Против ложного толкования Флп. 1,18 Златоуст произнес отдельную беседу. Апостол не сказал "да проповедуется", но "проповедуем". Первое – узаконение, а второе – констатация факта. Но он сказал: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема". Кто стал бы предавать себя или ангела, если бы благовествование иное было бы делом безопасным? Апостол говорит не о распространяющих ложное учение, но исповедующих истинное учение с притворной и худой целью – по вражде к Павлу, который находился в узах. Поэтому несправедливо будет полагать, что слова эти проповедуются о ересях.