Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 88

Он оставил после себя проповеди и догматического, и нравоучительного характера, и его можно относить к проповедникам обоих направлений, хотя главным образом он прославился как проповедник догматический (а св. Василий больше проявил себя как проповедник нравоучения).

17.  Святой Григорий Нисский

Самобытный, оригинальный проповедник, но у него имеются и такие стороны, которые делают его близким к свв. Василию и Григорию Богослову. Св. Григорий Нисский больше увлекался Оригеном и его наследием, чем св. Василий и св. Григорий. Св. Григорий не оставил "филокалии", как два других, но он очень тщательно изучал Оригена, и некоторые мысли, которые не отражали учения Церкви, находили отражение в богословии св. Григория Нисского. Св. Григорий был очень популярен, принимал активное участие не только в своей Поместной Церкви, но и неоднократно бывал на Соборах, которые проходили в КП.

Биографических сведений о нем сохранилось очень мало. Даже время его рождения точно неизвестно, правда, дата рождения неизвестна и в отношении других отцов Церкви. 332 год считается годом рождения св. Григория на основании слов св. Василия, который, говоря о посвящении в 372 году св. Григория во епископа, говорит, что при этом не было оставлено ниодного канонического правила, а правила требовали не менее 40 лет.

Неизвестно ничего о первоначальном образовании св. Григория, хотя о нем можно сказать то же самое, что и о св. Василии. Воспитание и образование он получил в семье от матери Эмилии и сестры своей Макрины (младшая, в отличие от бабки Макрины). Пример отца развил в нем стремление служить Церкви и научным образованием, и словом.

Нет сведений, посещал ли св. Григорий школы (например, Афины и другие знаменитые города), поэтому полагают, что свое образование он получил под руководством св. Василия, потому что св. Григорий в письме к Петру называет св. Василия "отцом нашим". В христианской семье старшие всегда оказывали благотворное влияние на младших. Есть соображения, что обычно в семье старшему сыну предоставлялись все возможности для образования, на что требовалось немало средств, и на образование младших уже не оставалось средств, поэтому скорее всего, св. Григорий не мог путешествовать в научные центры того времени и ограничиваться самообразованием. В письме к Ливанию, он пишет, что его наставниками были Павел и Иоанн апостолы, а также св. Василий. У блж. Феодорита в Церковной истории есть свидетельства, что научное образование св. Григория имело характер более мирской, чем церковный, чем можно объяснять, что св. Григорий больше богослов-мыслитель, чем св. Василий. Может быть, какие-то частные уроки св. Григорий получал у ученого философа. По окончании образования он работал учителем риторики, но после указа Юлиана Отступника стал анагностом, после смерти Юлиана он снова обратился к прежней профессии, чем вызвал упрек св. Григория, который считал, что звание чтеца выше любого светского звания, даже учителя риторики. Поэтому он сначала уединился, где имел возможность ещё более подробно изучить творения Оригена, а также известные творения прп. Ефрема и догматические трактаты св. Василия Великого.

Есть различные суждения в отношении его образа жизни и его епископства. Одни думают, что находившаяся при св. Григория в качестве диаконисы Феосефия была сначала его женой, и он имел от нее сына, а потом осталась при нем диакониса – т.к. в сочинении о девстве он говорит об этой добродетели как чуждой себе. Другие говорят, что в одной из эпиграмм Феосефия называется сестрой Григория в собственном смысле. Православные исследователи склонны считать, что последнее мнение – что одна была родной его сестрой.