Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 105

Златоуст видел, что еретики вовлекают в споры православных, и тем самым наносят вред, чем ещё более отвлекают христиан от благочестия. Вместо того, чтобы заботиться о благочестивой жизни, люди тратят время на словопрения.

Иногда Златоуст ограничивался указанием на то или иное заблуждение, и в таких случаях шатким мнениям еретиков он противопоставляет твердую истину. Из проповедей св. Иоанна видно, что он понимал, как много трудностей предстоит пастырю Церкви в борьбе с еретиками. Он знал, что обличение, которое будет выражено с негодованием, сделает слушателей неисцельными. Поэтому, став пресвитером Антиохийской Церкви, Златоуст вообще не касался этих предметов, опасаясь оттолкнуть от себя инакомыслящих. На первых порах он говорил о нравственных истинах, которые должны быть присущи любому христианину. С такой мудрой осмотрительностью Златоуст особенно действовал по отношению к аномеям. Давно порывался я предложить вам слово о непостижимости существа Божия, но удерживался и медлил, видя, что многие из зараженных этим недугом с удовольствием слушают меня, и, опасаясь отпугнуть добычу, я не говорил об этом. Златоуст знал, что к учителю ничто так не привлекает как любовь. Он не нападал с жестокостью на противников, а кротко наставлял.

Златоуст показывает, как православный христианин должен вести себя с еретиками. Если дружба с еретиками вредит кому, то пусть удалится от них, даже если это родители. Если же еретики ничем не оскорбляют нашего благочестия, то постарайся сам привлечь их к себе. Убегай дружбы с еретиками, но не враждуй против них, как говорил и Павел, который заповедовал со всеми людьми иметь мир.

29.03.99

Конечно, среди инакомыслящих есть люди, которые могут упорствовать в своем заблуждении. Чтобы не быть в ответственности за безразличие, с которым некоторые христиане относились к инакомыслящим, Златоуст советовал повторить вразумления, при этом, не нужно иметь ненависти к заблуждающимся, но оказывать чистую и непритворную любовь к нему. Великая польза – преподавать любовь Божию. Без этой любви все добродетели не принесут пользы.

В период гонений, воздвигнутых на православных арианами, многие переходили на их сторону по малодушному страху, легкомыслию, по недостатку сведений о заблуждениях, которые распространяли ариане, по другим недоразумениям. Некоторые уклонялись от чистоты Православия по безрассудному, но искреннему стремлению изъяснить себе смысл христианских догматов. И таких нельзя считать наравне с ожесточенными еретиками, и они могли быть воссоединены с Церковью не чрезмерной строгостью, но привлекающей любовью. Имея это ввиду, он говорит о необходимости привлекать благорасположением по отношению к заблуждающимся.

То, что говорил Златоуст, далеко не всегда находило поддержку со стороны ревностных не по разуму православных. Для чуждых духа миролюбия казалась подозрительным снисходительность к падшим, и через это усиливалось упорство тех, кто увлекся заблуждением, у самих православных укоренялась вражда к заблуждающимся и между собой. Диавол усиливается уничтожить любовь между людьми, чтобы еретика оставить в заблуждении. Надо ненавидеть ересь, но щадить людей, которые увлеклись заблуждением.

В Антиохии во времена Златоуста было очень много еретиков, и каждый старался увеличить чисто единомышленников, поэтому возникали споры еретиков между собой и с православными. Внушая членам Антиохийской пастве твердость в вере, Златоуст советовал не увлекаться спорами с еретиками и молчанием побеждать их многословие. Златоуст видел, что православные часто бывают несостоятельными в спорах по своей неготовности, и тогда ожесточаются.