Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 12

Как бы ни проявлялась проповедь, она оказывала огромное влияние на умонастроение людей и на их практическую жизнь, которая всецело проникалась христианскими идеями, и это проявлялось и во внутрихристианской жизни, и по отношению ко внешним. Это проявилялось особенно зримо во время тяжелых стихийных бедствий, как голод.

02.10.98

4.  Период мужей апостольских

Существовала ли проповедь во II веке? В исторической литературе имеются различные мнения. Главным образом, протестантские исследователи говорят, что, в отличие от I века, когда проповедь была бурной, во II веке наступил спад, тем более, что исторических памятников нет. Они говорят, что до Оригена, будто бы, не сохранилось памятников проповеди. Плиний в донесении Траяну не говорит о наставлениях на христианских собраниях.

Отсутствие в донесении Плиния объясняется тем, что он не имел намерения описать со всей подробностью христианское богослужение, а лишь тенденцию, очень опасную для авторитета императорской власти – они почитали Распятого, а не императора. Даже Плиний в своем донесении упоминает об обете соблюдать добродетели и избегать пороков, что указывает на взаимные назидательные увещания (см. Кол.). Плиний мог получать сведения только посредством пыток, и не может считаться свидетелем.

Есть неоспоримые свидетельства о существовании проповеди во II веке и даже об определенном развитии в деле проповеди. 2Тим. 2 гл.: то, что слышал от меня, передай верным людям, которые могут научить и других. Такое повеление не могло остаться неисполненным, и не один Тимофей, а и другие епископы заботились о научении верующих.

Святой Ириней Лионский говорит об ап. Иоанне Богослове, что к нему сходились пресвитеры слушать наставления.

Евсевий и прп. Иероним Стридонский говорят, что катехизические училища в Александрии были со времени апостола Марка, который основал там как бы рассадник учительства. Избирали пресвитеров, по заповеди апостола, которые были учительны.

Евсевий говорит и о том, что успешно проповедовал св. Поликарп Смирнский.

Ориген в 9-й беседе на Левит говорит о преждесуществовавших способах проповедования, о генетической связи с I и со II веком.

Сохранились отрывки из гомилий еретика II века Валентина, который действовал на основании традиций. Сохранилась гомилия св. Климента Римского, известная под 2-м посланием к Коринфянам. Сохранялись и чрезвычайные дарования, которые применялись в проповедническом служении.

В I веке происходили определенные перемены в положении того или иного вида проповеди. К концу апостольского века дидаскалия приобретает первенство, особенно она становится жизненно важной в связи с тем, что приобретает свойства профи,тии. Дидаскалия приобретает важное значение в жизни Церкви, тем более, что она соединяется с иерархическим служением, что не было обязательным в I веке.

Ко II веку дидаскалия приобретает важнейшее значение в церковной практике, хотя профития ещё продолжает существовать, и мы имеем свидетельства относительно этого.

Глоссолалия постепенно уходит из практики церковной проповеди, и проявляется только в тех обществах, которые отошли от Церкви – в еретических обществах. Это происходило постепенно в продолжении II века, хотя периодически глоссолалия и профития продолжали проявляться и во II веке (св. Иустин, св. Ириней, Евсевий).

Итак, следующий схематический порядок. Исчезновение глоссолалии и профитии совершались не принудительно, не внешними мерами, естественным путем, с теми ограничениями, которые определились уже в апостольский век (см. наставления ап. Павла относительно профитии и глоссолалии). По мере сокращения этих дарований, уменьшалось количество свидетелей 50-цы и глоссолалий, и постепенно сокращаются виды этой проповеди. На месте этого выступил искусственный экстаз, против которого принимали меры апостолы и предстоятели Церкви. Заповедью св. Апостола был положен предел проявлениям такого рода. Профития держалась дольше, как более учительная. Профития остается у монтанистов.