Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 45

Прп. Антоний говорит, что недостаточно одних человеческих усилий, потому что требуется помощь свыше совместно с человеческими усилиями. И другие проповедники аскеты говорят о необходимости благодати Божией. Особенно это выражено в беседах прп. Макария Великого.

27.11.98

Прп. Антоний очень хорошо знал современную ему жизнь и в миру, поэтому он много приводит сравнений из обыденной жизни. Изображая умного человека в своих наставлениях (т.е. не тот, который имеет разум, а дело касается разумного отношения к себе): не те умные, кто уразумел писания мудрецов, а кто имеет мудрую душу, может распознать пороки и идет за добродетелью. Зрение дано нам, чтобы распознавать видимое, так и сила ума дана нам, чтобы рассуждать, что полезно для души. Люди развратной жизни хотят, чтобы все другие были ещё хуже, чтобы их жизнь не казалась такой плохой.

Богатый и знатный не украшенный добродетелью несчастлив, а бедный, но украшенный знанием и добродетелью, счастлив. Если у нас есть ум, то мы достойны названия людей, если у нас нет ума, то мы уподобляемся бессловесным. Нет пользы изучать науки, если не будет при этом жизни богоугодной. Ум все видит, и ничто не помрачает его, кроме греха. Как кормчий с той целью правит кораблем, чтобы он не нашел на подводный камень, так и старающиеся жить добродетелью должны смотреть, чего им избегать. У людей ничего нет ценнее слова. Словом благодарения мы служим Богу, словом бесполезным и бесчестным подвергаем суду нашу душу.

В гостинице кто‑то спит на кровати, кто‑то на полу, а, оставив гостиницу, оставляют то, на чем спали, и берут лишь свое, так и в этой жизни, как в гостинице, мы оставляем всё, что принадлежит ей, когда переходим в жизнь иную.

Мы не прежде чувствуем удовольствие и радость, как не испытав печаль: не сладко спит, кто не испытал дремоты, не вкусно ест, кто не испытал голоду.

Как города содержат палачей не потому, что одобряют их низкое занятие, а чтобы ими наказывать нечестивых, так и Бог оставляет злых на земле.

Не входи в дом с коварным человеком, чтобы не сделаться соучастником его коварных дел.

Кто наставляет в истинах веры ожесточенного и неверного, тот бросает драгоценные камни в глубину моря.

Мы не должны заботиться много о служении людям, чтобы не сделаться участниками их грехов и не быть исполнителями их порочных желаний.

Тело, пока в нем душа, проходит 3 состояния: отроческое, юношеское и старческое; так и душа, пока она в теле, проходит состояние рождающейся, усовершающейся и усовершившейся.

Будьте мужественны и презирайте диавола, у вас есть Спаситель, который подаст вам помощь, если вы будете исполнять Его волю.

Злые духи побуждают нас предпринимать такие дела, которые выше наших сил, и отклоняют нас делать то, что полезно и нужно.

Мы должны, прежде всего, стараться познать самих себя. Кто имеет правильное познание о самих себе, тот имеет правильное познание твари сотворенной.

Св. Антоний много говорит о познании себя. Человек будет тогда видеть, какое преимущество имеет человек над остальными тварями. Самопознание постоянно должно быть присуще подвизающемуся человеку. Самопознание – результат постоянной работы над собой посредством самоиспытания.

Если человек захочет сварить овощи на огне, то раздует его, после чего огонь естественным образом производит кипячение. Когда вы заметите, что души ваши охладевают, старайтесь согреть их слезами покаяния, и вы преображенными будете кипеть добрыми делами.

Придет время, когда люди будут сумасшедшими, и, если увидят кого не сумасшедшего, то восстанут на него и будут говорить ему: ты сумасшедший.

Учение нравственное составляет основу наставлений прп. Антония. У него есть много суждений о внешней общественной современной ему жизни. Суждения такого рода проистекают из высшего понятия о достоинстве человеческой природы, о призвании и назначении людей в этом мире.

Дети мои возлюбленные, удаляйтесь неправосудия, удаляйтесь от угнетения слабых, не давайте деньги в рост. Не стыдитесь оказывать заботу престарелым, угнетенным, бедным.