Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 46

Враги благочестия всегда заботятся об истреблении истины, но Бог всегда печется о спасении человеку. Итак, кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того сам Бог научит, каким образом он должен служить Ему.

Имея власть, не сразу стремись предать кого‑то смерти, потому что и сам ты подвержен старости.

Люди тянулись к прп. Антонию, делились с ним проблемами духовной, личной и повседневной жизни, благодаря чему прп. Антоний знал, какие проблемы есть у людей, которые живут в мирских условиях. Иногда он даже оставлял свое уединение, чтобы ходатайствовать за обиженных с такой силой, что можно было подумать, что терпит обиду сам он. Отвечая на послание имп. Константина, прп. Антоний советует ему не высоко ценить настоящее, есть Единый Царь, поэтому надо заботиться о правде.

Он обличал жестоких начальников, ходатайствовал перед городскими властями за преследуемых несправедливо, всегда наставляет власть имущих надеяться на Господа, а не на людей.

Он был чтим всеми людьми, особенно простыми, в среде которого его наставления имели особую действенность. Он оказывал влияние и на язычников, они почитали его как человека Божия и, взирая на его жизнь, стремились, чтобы обратиться на путь познания истины, становились чадами церковными.

Житие, которое написал св. Афанасий, было распространено и на Западе. Блж. Августин настолько проникся образом жизни Антония, что, несмотря на многолетний опыт жизни в язычестве, решил обратиться именно к монашеской жизни, и в своем родном доме составил монашескую общину, где стал подвизаться с друзьями и с сыном (хотя это не было полным подражанием, потому что тогда надо было бы уйти в пустыню). Особенно удивлялся блж. Августин, что этот неграмотный человек поражал своей мудростью мудрецов-философов, и он проникся к нему глубоким уважением.

Все, кто читал житие прп. Антония и во время его жизни, и в последующие времена, не мог не проникнуться уважением к этому подвижнику.

8.  Святой Макарий Великий

Жил несколько позже. Родился в самом начале IV века (когда прп. Антонию было 50 лет). Т.о. он был младшим современником св. Антония. Родился в Египте недалеко от города Фив. В детстве занимался тем, что пас стада, и пастушеская жизнь способствовала развитию в нем стремления к уединению, благочестивым размышлениям, воздержанию. В результате размышлений о том, как ему проводить свою жизнь, он пришел к убеждению, что необходимо оставить мир. Сначала в уединенной келье недалеко от своего города занимался псалмопением, жил плетением корзин. Узнав о его подвигах, жители села избрали его клириком своего храма, но вскоре он оставил место своего обитания и ушел в более уединенное. Когда ему было 30 лет, он поселился в самой отдаленной Скитской пустыне. Руфин: это было море песчаное, где ходить можно было только по указанию звезд. Но здесь поселился св. Макарий, и пустыня стала быстро населяться отшельниками. Своими подвигами и духовной мудростью, прп. Макарий быстро стяжал себе уважение и любовь, и в 40-м году его поставили во пресвитера, и он стал главой собравшихся монахов. Безмолвие, кротость, сосредоточенность духа, за что прозвали его отроком-старцем, были отличительными его чертами. Сократ, Созомен, еп. Палладий, Руфин и другие с благоговейным удивлением рассказывают о святости и высоте его аскетической жизни, о чудесах, прозорливости и многих других свойствах этого великого подвижника.

Сократ: прп. Макарий исцелял столь многих, что для описания всего его чудес потребна была бы целая книга.

Во время арианского гонения при имп. Валенте он вместе с Макарием Александрийским был сослан на один из островов Нила, где не было ни одного христианина. Но молитвой он исцелил дочь языческого жреца, и всех обратил ко Христу. Был возвращен на место своего обитания, где и скончался в 391 году.

Известны произведения гомилетического характера:

1. 50 духовных бесед;

2. 7 слов ("О духовном совершенстве").