Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 74

Далее св. Василий Великий переходит к увещанию, хотя это уже было увещание, в самом неприглядном виде показывая их: "Как Пятидесятница примет вас, поругавших так Пасху? Итак, что же, оставить мне вас в таком положении? Да уврачует пьянство пост, вместо рукоплесканий ударяй в грудь, нарядность в одежде сменит смирение..."

С такой же силой воздействия проповедник изображает гневливого, завистливого, постящегося, любостяжательного, немилосердного богача, ростовщика и целый ряд других характеров и типов, пораженных теми или иными недугами явными или сокровенными. В этом отношении особенно следует отметить слово против зависти – здесь не только внешнее изображение человека завистливого, но раскрывается и внутренний мир его. Это одна из лучших его проповедей. Проповедник прямо начинает с главного предмета – "Как ржавчина разъедает железо, так зависть разъедает душу завистливого... Зависть есть скорбь о благополучии ближнего, и нет у него недостатка в поводах для скорби... Обращает ли на себя вниманием красотой слова или богатством – это удары в сердце завистника... Всего мучительнее этой болезни, что завистливый не может открыть ее в себе – потупляет глаза, ходит унылый, но когда спрашивают его, не решается сказать... Для него одно утешение – видеть падение счастливого. Не веселится с веселящимися, но с плачущими плачет, чтобы сделать горе ещё более горьким. Телесную красоту он хвалит уже после болезни – враг того, что есть, друг того, что погибло. Виновника зла диавола вооружила на человека зависть..." Далее он приводит примеры братьев Иосифа, Саула, врагов Иисуса Христа. "О чем скорбишь ты, не потерпев ничего худого, для чего идешь войной на человека, который ничего тебе не сделал? Чем больше оказывают завистливому благодеяния, тем больше он оскорбляется, уязвляясь силой добродетели. Псы, если их кормят, делаются кроткими, львы, если за ними ходят, делаются ручными, а завистливые ещё более свирепеют, если им делают добро. Удобовозгорающееся вещество кладут подальше от огня, так не дружат с завистливыми... Одно можно похвалить в этом зле – чем сильнее оно в человеке, тем более оно наносит ему страдания. Сам завистливый, снедаемый скорбью, изнуряет себя".

Увещание заключается в том, что избежать этой страшной болезни, если ничего человеческого не почитать великим, потому что не в преходящих вещах заключается истинное благо человека. Если так относиться к скоропреходящему, что не определяет внутренних достоинств человека – всё это следует отвергать, потому что всеми этими качествами можно пользоваться (богатством, славой, здоровьем), но только для добродетелей. Но сами эти внешние обстоятельства не являются благом. Можно и нужно почитать благом то, что касается добродетели – это тот предмет, о котором нужно заботиться. Если это вызывает зависть, то вместо зависти нужно проявить стремление подражать добродетели этого человека – в этом второе врачевство против зависти.

08.02.99

Св. Григорий Богослов свидетельствует, что, когда св. Василий произнес слово на засуху, она произвела чудо – отверзла житницы богачей на бесплатную раздачу хлеба голодающим. Он обращается к слушателям: "Какая причина этого беспорядка? Неужели Бог забыл свое домоправление? Ясны причины, по которым поступают с нами: сами берем, а ближнего не снабжаем,.. из рабов делаемся свободными, плохо относимся к рабам... Кладовые засыпаны множеством хранимого в них, а голодных не призираем. Вы проводите время в куплях, немногие остаются здесь на молитве, да и у тех отяжелела голова, они зевают, оборачиваются, ожидая, когда освободятся. А множество людей совершенного возраста, опутанные грехами, беспечно, свободно и вольно ходят по городу, когда они-то и навлекли на себя бедствие..." Он приводит пример ниневитян и обращается с увещаниями: "Грех мы совершаем со всем усилием, а за покаяние принимаемся лениво. Кто омыл ноги странным, одел вдову? Уничтожь данные тебе обязательства относительно земли, которую ты дал в рост – и будет плодоносить, как раньше. Вот, нет продающего, не стало хлеба в житницах, какая польза в деньгах? Всё приобрел ты, но нет у тебя возможности пропитать себя одного. Придумай способ сделать из богатства твоего хоть одно облако,.. может быть, призовешь на помощь кого-нибудь из мужей благоговейных... Беден ты, но есть другой, бедней тебя, у тебя хлеба на 10 дней, у него на 1 день – уступи излишек неимущему. Если у тебя остается один хлеб, отдай его алчущему брату. Если так сделаешь, то хлеб этот будет семенем и принесет сторичный плод, исходатайствует помилование. Кто может уврачевать зло, но откладывает это, должен быть приравнен к убийствам. Мы, словесные твари, да не окажемся жесточе бессловесных, они пользуются всем вместе, – и волы, и овцы; и у некоторых язычников человеколюбивый закон делает один стол для всех... Поревнуем обществу первых христиан – у 3.000 было всё общее: стол, душа, согласие... Помышляй о настоящем, подумай и о будущем..."