Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 85

Это, возможно, лучшая из проповедей св. Григория. Сознавая важность исторического момента, он приложил всё старание к обработке этих слов, которые отличаются точностью языка, ясностью богословской терминологии. Проникнуто воодушевлением и пастырским чувством.

380 – О соблюдении доброго порядка собеседования и о том, что...

380 – Против ариан и о самом себе – тоже рассуждает и о Святой Троице.

380 – К пришедшим из Египта. Касается он очень важной темы. Из Египта в КП доставлялся хлеб. Когда караван с зерном отправлялся из Александрии в КП, то церковные деятели пользовались этой возможностью и приезжали в КП для решения важных церковных вопросов. С этим караваном прибыли в КП некоторые монашествующие. Пользуясь этим, св. Григорий произнес слово приветствия этих пришельцев. Очень искусно св. Григорий здесь соединяет это прибытие с описанием древнего значения Египта, напоминает обстоятельства жизни Иосифа, Спасителя, останавливается на современном значении Египта, как житницы столицы, затем приглашает вкусить его хлеба. "Вместе с Премудростью призываю вас к своей трапезе". Также упоминает о значении деятельности св. Афанасия и значение Египта как колыбели монашества. "Объемлю тебя, лучший из народов, народ христолюбивейший. Народ мой, учившийся у тех же отцов, поклоняющихся Троице".

После того, как император Феодосий прибыл в КП, изгнал еретиков, в декабре 380 года св. Григорий произнес слово в память святых мучеников и против ариан. Это первое слово, произнесенное в кафедральном соборе. Слово невелико по объему, и некоторые исследователи считают, что оно не дошло до нас в цельном виде, а является отрывком. Некоторые сомневаются в аутентичности, но очень сходно с его подлинными словами, поэтому это предположение неосновательно.

Декабрь 380 "о себе самом к говорившим, что он домогается епископства в КП". Из этой проповеди, которая имеет не только автобиографический характер, но содержит в себе немало мыслей о епископском служении вообще, видны как всеобщее уважение, приобретенное Григорием среди православных в столице, также интриги против него со стороны противников его. После изображения себя св. Григорий изображает порок зависти, потом делает наставление, которое связано с моментами из его жизни.

Беседа на текст "Егда сконча Иисус словеса Своя". Считают, что таких бесед было немало, это часть толкования на Евангелие от Матфея. Это предположение, потому что других толковательных бесед не сохранилось. Это толкование на Мф. 19,1-12. "Касательно целомудрия вижу неправильные понятия... Жена прелюбодействующая преследуется, а муж – нет. Не принимаю такого. Мужья – законотворцы, поэтому такие законы. Но Господь сотворил не так – муж и жена равноправны. Жена согрешила, но согрешил и Адам. Возьми во внимание лучшее – обоих Христос спасает страданием. Христос от семени Давидова именуется, но от Девы рождается..." В Византийской империи были римские законы, только при Юстиниане была кодификация. Эта система была создана языческими законоведами, и св. Григорий выступает против неравенства. Беседа была произнесена до эдикта о передаче всех храмов в руки православных и до изгнания ариан из столицы, а был передан только кафедральный собор.

Конец 380 года – Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя. Такое двойное надписание связано с тем, что эти праздники были тесно связаны между собой. Проповедь произнесена 25 декабря 380 года, и РХ он именует Богоявлением – явлением Бога в мире. Это слово содержит в себе некоторые литургические данные. Первая половина слова изложена в торжественном тоне, как и другие праздничные слова, и говорит, как следует праздновать по-христиански, вторая – догматико-полемическая часть.

6 января 381 года на Святые Светы явления Господня. 7 января 381 года – на Крещение Господне. Эти слова по одному поводу. Он рассуждает о Божестве, Троичности, благодати Крещения. Во втором он убеждает не откладывать крещение и опровергает основания тогдашнего обычая откладывать крещение даже до старости. Содержится определение природы ангелов как некоей струи причастия божественного света, есть учение о Серафимах (заимствовано, возможно, у св. Афанасия).