Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 70

Главным образом, в общественном проповедническом служении обнаружилось его ораторско-практическое искусство. Первое условие истинного христианства – добродетельная жизнь, и ради того, чтобы побудить христиан заниматься не отвлеченным догматствованием, не отвлеченными спорами, а христианской жизнью, в своих проповедях он настаивает на личном нравственном подвиге, на деятельном стремлении к добродетели.

Это состоит во внутреннем духовном совершенствовании, непорочности сердца – это он ставит выше внешних дел благочестия, даже выше произвольной нищеты, поста, милостыни. В своих поучениях св. Василий – яркий представитель нравственно-практической, а ораторское искусство ставит его во главе проповедников ораторско-практического типа проповеди.

Сохранилось около 50 проповедей св. Василия. Его проповеди могут быть разделены на 4 группы:

- экзегетические;

- догматико-полемические;

- нравообличительные;

- похвальные.

Экзегетические. Принадлежат гомилия на Притчи, на слова "в начале бе Слово", 9 гомилий на "Шестоднев" (+2 гомилии на сотворении человека), 13 гомилий на псалмы.

Догматико-полемические. О том, что Бог не виновник зла, Слово о вере, Слово против савеллиан, Ария и аномеев.

Нравообличительные. 2 слова о посте, Слово на слова "внемли себе", на слова "разорю житницы моя и бо,льшая созижду", к обогащающимся, на гневливых, о зависти и т.п. – примерно 25 проповедей.

Похвальные. Похвальные слова святым мученикам.

Можно думать, что этими проповедями не исчерпывается итог его проповеднической деятельности, ибо он был ревностным проповедником, но это то, что сохранилось до наших дней. По рукописям известно ещё несколько неизданных проповедей, и между ними могут быть подлинные проповеди, в частности 2 проповеди, о которых мы упоминали – на Шестоднев, которые были изданы в Sources Chretiennes и изданы на русском в ЖМП.

Переводились на другие языки его проповеди, в частности, на латинский Руфином.

Отличался он тем, что был проповедником-импровизатором, и мог произносить проповеди без приготовления и без предварительного написания – это одна из причин того, что не все его проповеди сохранились. Гомилия на псалмы – есть все основания, что он истолковал всю псалтирь, но сохранилась лишь незначительная часть гомилий.

Многие проповеди он произносил без приготовления, и эти проповеди записывались скорописцами, которые не всегда могли быть при нем, поэтому они не дошли.

Из его проповедей видно, что он проповеди говорил часто, иногда каждый день. Во 2-й и 7-й беседе на Шестоднев упоминается об утренней беседе того же дня. 3-я беседа на Шестоднев – о другой беседе. В 8-й беседе обещается, что вечером будет продолжение беседы. Эти беседы произносились в короткий период ежедневно. Иногда происшествия текущего дня были вдохновляющими его на проповедь, например "на упивающихся". После начала проповеди он мог изменять тему. Например, он говорил о пожаре близ Церкви на тему: "не прилепляться к земному". В 8-й беседе он заметил, что пропустил сказать нечто, и возвращается к пропущенному. Иногда увлекаясь предметом и распространившись, он не успевал изложить тему и отлагал наставление до следующего дня. Это видно из слова на день святой мученицы Иулиты, где он возвращается к начатому в предыдущий день изъяснению слова к Солунянам Павла.