Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 60

Обнаруживается большой сходство с назиданиями, которые мы встречаем у других проповедников нравственно-аскетического направления, как прп. Антоний, прп. Макарий, Марк Аскет – м.б. жизнь и творения этих отцов была известна прп. Ефрему. С ними прп. Ефрема сближает одинаковый ход образования через изучение СП, беседы с пустынниками. Ученик прп. Антония Евгений первым насадил подвижничество в Низибии, поэтому оно могло иметь тот же характер, что в Египте. Между низибийскими отшельниками обитал прп. Ефрем, что оказало на него неизгладимое впечатление. Сам прп. Ефрем не менее 8 лет провел между египетскими отшельниками (памятник чему – 50 поучений египетским монахам). Неудивительно, что он это отразил в своей проповеднической деятельности. Нет полного тождества, есть только определенные особенности.

Если в общем объеме сравнить наследие прп. Макария и прп. Ефрема, то в первых более разъясняется теоретическая сторона жизни в Боге и вне Бога. Прп. Ефрем более конкретно занимается вопросами сугубо практическими, он более проповедник-обличитель, но проповедник покаяния, у него много суждений, которые касаются внутренних процессов духовной жизни, откуда делаются практические выводы, поэтому содержание проповедей прп. Ефрема более всесторонне. Прп. Ефрем более сильно изображает процессы, происходящие в человеке в результате духовной брани, которую ведет подвизающийся.

В то же время, несмотря на множество призывов к исправлению жизни, несмотря на многие обличения, которые содержатся в проповедях прп. Ефрема, его наставления чужды ригоризма, добродетели и подвиги относятся не только к жизни подвижников, но и к людям мирским, живущим в условиях мира. Прп. Ефрем не только благословляет брак и семейную жизнь, но и говорит об обязательностях забот родителей о потребностях семейной жизни. "Не трать попечений о жизни, но когда тело алчет, то рассуждай, что и душа нуждается в духовной пище". Аскетического игнорирования потребностей жизни не было у прп. Ефрема, ибо он проповедовал не только монашествующим, но и мирским людям.

В одном из своих наставлений прп. Ефрем так выражает свое личное настроение, свое понимание того долга, который он сознавал как обязательный для него: прославлять Господа, звать людей к тому, чтобы они всецело стремились к служению Богу и освобождали свою душу от отрицательных явлений.

Внешние обстоятельства, которые мешали осуществлению идеалов христианской жизни, также были предметом его проповедей: глады, моровые язвы и т.д.

Очень живо предстают образы Христа и святых ВЗ и НЗ. Он представляет их во всей духовной красоте, чтобы подвигнуть своих слушателей, чтобы они подражали в своей жизни житию святых. Он являлся пророком, потому что явно представлял то, что в СП сказано прикровенно, поэтому у него очень много эсхатологических высказываний, касающихся конца мира, второго пришествия, всеобщего суда, конечные судьбы мира и человека. Этим он отличается от других проповедников нравственно-аскетического направления – яркость образов, сила вдохновения.

При раскрытии вопросов о судьбах мира и человека прп. Ефрем имел ввиду наличное состояние мира, духовное состояние своих пасомых и людей в мире. Он видел, как далеко отстоит духовное состояние людей от того идеала, который он видел на основании СП, и это ввергало его в печаль, побуждало проливать слезы о своем духовном состоянии и о состоянии пасомых. Он был убежден, что именно покаянные слезы могут подвигнуть человека на исправление своей жизни.

Он касается и явлений жизни внешней, но мало дает частных указаний, как эта жизнь в мирских условиях может быть устроена, чтобы быть вполне христианской в гражданском обществе. В своем самоуничижении он стремится подвигнуть своих слушателей к исправлению вне зависимости от того, насколько человек погряз в заботах о мирском, в которых он забывает о своей душе. Поэтому прп. Ефрем не старается пролить свет на частные вопросы, а говорит вообще о пагубном состоянии мира и о необходимости коренного исправления жизни. При этом он проявляет сострадательную любовь к пасомым, поэтому его проповедь воспринималась очень близко к сердцу. При всех строгостях, его обличения не воспринимаются болезненно, как это обычно бывает, когда проповедник обличает больше других, чем себя; в данном случае прп. Ефрем чаще себя обличает, чем других. Общая схема его нравоучительной проповеди несложна.