Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 8

28.09.98

Профессор Певницкий говорит о первохристианской проповеди и рассматривает только 2 вида проповеди (ТКДА 1875 №6), «Проповедь в первенствующей Церкви Христианской»: «пророчество» и «учительство», полагая, что «глоссолалию» не стоит рассматривать как отдельный вид проповеди. Причина известна, т.к. глоссолалия недоступна, чтобы определять качество учительности, потому что, если нет истолкователя, то такая глоссолалия никого не назидает. В отличие проф. Певницкого, проф. Федоров (?) в своей «Гомилетике» рассматривает 4 вида: глоссолалия, истолкование глоссолала, профития и дидаскалия. Это отчасти верно, потому что без истолкователя глоссолалия бесполезна для научения. Проф. Барсов рассматривает 3 вида. Противоречия между проф. Федоровым и Барсовым нет, потому что Барсов тоже рассматривает истолкование глоссолалии совместно с глоссолалией.

Именно в таком порядке эти дарования и проявляются: глоссолалия, профития, дидаскалия. Но в течение дальнейшего времени в апостольский период происходили определенные видоизменения в зависимости от того, как воспринимались слова ап. Павла. Необходимость ограничений глоссолалов постепенно входило в жизнь, и главной целью было общее назидание, а если этой цели глоссолалия не достигала, приходилось её ограничивать.

Апостольский период охватывает более полувека, и в течение этого времени происходили изменения в упорядочении христианского богослужения, и этому порядку должны были подчиняться все, а не только участвующие в самом богослужении, в т.ч. и проповедники. С течением времени эти перемены проявились таким образом, что глоссолалия уступает место профитии и дидаскалии. На первых порах первенствующей становится профития. Обязанность проповедовать вменялась иерархическим лицам, и естественно, что дидаскалия начинает проявляться как самое необходимое дарование. Когда св. ап. Павел преподает наставления относительно глоссолалии и требует определенные ограничений, это не значит, что он совершенно за то, чтобы устранить это из богослужебных собраний. Он не умаляет значения глоссолалий и прямо говорит, что это является знамением для неверующих, благодарит Бога, что ему самому дан этот дар. Но он вносит требования, которые касаются, с одной стороны, обязательности присутствия во время выступления глоссолала человека, который имеет дар истолкования. Но во время богослужения должны проявляться профития и дидаскалия. С проповедями могли выступать многие, даже необлеченные священным саном. Поэтому св. ап. Павел выдвигает 2-е ограничение: чтобы глоссолалы не занимали всего времени, которое отводится для назидания, и предоставляли возможность и другим выступить за богослужением, и уже не могло быть неограниченного количества выступающих. Поэтому ап. Павел отдает предпочтение профитии и дидаскалии. Профития (пророчество) тоже не всегда могла быть полезным, потому что, если духи пророческие пророкам не повинуются, апостол возбраняет выступать обладающим даром пророчества, и необходимо присутствие обладающего даром распознавания языков.

Св. ап. Павел указывает, что и профития хотя в меньше степени, чем глоссолалия, тоже должна прекратиться, потому что профития необходима только для тех условий, в которых находилась апостольская Церковь. Профития имела важное подготовительное значение, вырабатывая у верующих состояние религиозных убеждений, но должна была получить более совершенная форма церковной проповеди – дидаскалия. Но пока было много неверующих, которых надо было обращать, были верующие, неутвержденные в вере, и пророчество должно было иметь место.

В Коринфе пророчество считали ниже, чем дар языков, но ап. Павел полагает, что профития должна считаться выше, чем дар языков, потому что пророчествующий мог передать наставление другим, в отличие от глоссолала.