Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 37

Тут используется прием "драматизации", т.е. вставка диалога между Иисусом Христом и Иоанном Крестителем. "Придем из Галилеи вместе со Христом в Иудею и изыдем со Христом!.." – и далее это слово "изыдем" повторяется несколько раз – это т.н. прием "единоначатия". Отмечается смирение Господа: принимает благословение от твари Своей, ведь, не солнце зажигается от светильника, а наоборот, не врач требует лечение от больного... Иисус Христос: остави ныне, надлежит бо исполнить всякую правду!.. – и далее св. Григорий часто повторяет слова "остави ныне" (прием единоначатия), влагая в уста Христа многочисленные ответы Иоанну Крестителю: "Остави ныне!.. потому‑то и потому‑то и т.д. "таинственно и сокровенно", "когда увидишь", – эти фразы также повторяются устами Христа, а не только "остави ныне". Христос: "Я законодатель и Сын Законодателя... Поэтому мне нужно всё исполнить законное: исполнить закон,.. войти во ад,.. и креститься сим крещением, а уже после преподать крещение людям. Тут опять прием единоначатия (повторяются слова Христа "Мне должно..."). Христос: "Крести Меня водою, духом и огнем... Т.е. святой Григорий активно стал применять ораторские приемы в проповедях, что видно в "Слове Оригену" и "Слове на богоявление". Это Слово на Богоявление – не известно, что это – проповедь на 12-й праздник или на Крещение как на Таинство. Скорее всего Богоявление, как праздника, ещё не было.

6.  Святой Ипполит Римский

Был сенатором Римским до епископства. О нем известно мало. В какой местности он был епископом, неизвестно (даже Евсевий Кесарийский говорил, что не знает этого). "De viris illustribus" блаж. Иеронима: имени города, где был епископом Ипполит, я не мог узнать". Ости,я, Алэн – порты в Италии, может быть, тут был епископом Ипполит, т.к. есть сообщения, что он был епископом в Римской гавани. XIX век – открыт памятник "Философумена" – в нем есть данные об Ипполите: он изображен сидящим на троне, и на троне есть надписи различных произведений, в т.ч. и "Философумена". Стали предполагать, что Ипполит был анти-папой во время пап Зеферина, Каллиста, они разделяли мнение Ноэта. Известно, что Ипполит полемизировал с последователями Ноэта – еретиками. Есть данные, что Ипполит умер мученически, но неизвестно, когда. Патриарх Фотий указывает, что Ипполит был учеником св. Иринея и много заимствовал из его "Против ересей". Ещё ближе Ипполит стоит к Оригену, проповеди которого он использовал. Ипполиту был воздвигнут мраморный памятник вскоре после его смерти. Памятник найден недалеко от Рима. На нем есть название произведений, принадлежащих Ипполиту. Ипполит был современником Оригена и знаменитым проповедником III века.