Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 25

До Оригена записывания не было. Это зависело от того, что проповедь не считалась личным произведением, а признавалась плодом откровения свыше, хотя проповедник должен был много вкладывать в проповедь.

Во II веке имели место строительство отдельных помещений для богослужебной цели. В III веке это ещё более используется. По сказанию, Александр Север простер в этом отношению благосклонность к христианам: когда христиане завладели одним общественным местом, чтобы построить там храм, император решил узаконить это, потому что на это здание претендовали трактирщики (пусть, мол, лучше там славят Бога). В таких храмах строились и особые приспособления для проповеди, с которых проповедовали епископы и пресвитеры. Это налагало определенную ответственность на тех, кто выступал. Строились возвышения, которые, во-первых, позволяли проповеднику лучше видеть слушателей, во-вторых, видеть проповедника слушателям. Кроме того, это придавало особую торжественность.

Были попытки некоторых епископов эти возвышения делать довольно высокими. Есть свидетельство о Павле Самосатском, который устроял такой высокий трон, что это вызывало порицания.

В начале III столетия проповеди произносились каждый день. Такие времена, когда проповедь была ежедневно: 40‑ца и 50‑ца. Подобное же было и на Страстной Седмице.

Есть указания, что особую проповедь епископы должны были произносить на своё посвящение. В наше время этот обычай несколько трансформировался – епископ произносит проповедь перед поставлением.

Более упорядоченным становится богослужение в III веке. Добавления были связаны с тем, что, хотя Литургия разделялась на 2 части, каждая из частей приобретала определенные черты, т.к. появлялись новые компоненты богослужения. В 1-й части: пение, чтение СП, проповедь, общая молитва – "Литургия оглашенных". На этой части могли присутствовать оглашенные, иудеи и язычники, благодаря чему христианские проповедники могли осуществлять свою миссионерскую задачу. Этот обычай, чтобы присутствовали нехристиане, использовал св. Иоанн Златоуст.

Во 2-й части: общецерковная молитва, Молитва Господня и причащение.

В 1-й части проповедь должна была произносима так, чтобы все получили пользу: и христиане, и оглашенные, и другие. После псалмов произносилось малое славословие, выступал чтец, произносил: "Мир вам", народ: "И со духом твоим". Диакон прочитывал Евангелие. Проповедник произносил проповедь. Епископ мог назначать и сам текст, и тему проповеди. Проповедник также выражал пожелание мира, на что народ отвечал "И духови твоему". Проповедник связывал проповедь с местом СП, которое объяснялось стих за стихом с соответствующими нравственными выводами. Около чтения СП и его объяснения сосредотачивалось всё; псалмы и пение было, чтобы расположить слушателей к слушанию СП и проповеди. В 1-й части проповедь была главной, поэтому она занимала много времени. Во времена Оригена могла длиться около 1 часа. В этой части богослужения было наибольшее количество людей, и это было оправдано. После этого читалась молитва над оглашенными, и они должны были выйти. Если слушатели уставали, то проповедники могли прерваться и перенести продолжение на следующий день.

23.10.98

В III веке, когда у христианства было уже много школ, широко развилась любовь к науке, необходимо должна была пробудиться теория христианского красноречия, для этого были многие основания. Раньше многих удерживало от правил красноречия опасение несообразности с сущностью проповеди, теперь же проповеди дается определенный простор самостоятельной деятельности человеческого духа. Такие проповедники, как Ориген, не могли проповедовать иначе, как с искусством проповеди. Люди, которые получили всестороннее образование не могли не заботиться об этом искусстве. Правда, не сохранились с того времени памятники гомилетической теории, лишь некоторые следы в творениях, например, Оригена. Проповедь не могла всецело применять ораторское искусство, которое было в языческих школах, а лишь те стороны, которые не противоречили христианской морали.