Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 14

«Апостольские постановления»: после чтения СП «пресвитеры один за другим по одиночке пусть увещавают народ, а также после всех епископ, который подобен кормчему».

«АП»: ставят во главе обязанностей предстоятеля Церкви учительную деятельность, а затем лишь совершение богослужений и другие священнодействия.

Во II веке право проповеди имели и диаконы, хотя есть и ограничения. Св. Игнатий в послании к Филадельфийцам (11гл.) упоминает о диаконе Филоне, который и теперь «помогает ему в слове Божием». Далеко не все диаконы имели такое право или обязанность, которая возлагалась на них епископом. Диаконы занимались миссионерской проповедью, которая могла быть и делом мирянина.

Такой порядок вещей установился посредством практики. Категорических канонических запрещений проповедовать в Церкви мирянину во II веке не было. Миссионерская проповедь мирян – вполне естественное явление для II века.

Перестав быть правом всех, сделавшись непременной обязанностью иерархических лиц, проповедь претерпела некоторые изменения, которые были связаны именно с упорядочением богослужения, и проповедь становится не только обязательной за богослужением, но и приобретает некоторые черты профитии и даже глоссолалии.

Описывая церковную проповедь во II веке, историки задаются вопросом о генетическом отношении с устройством иудейского религиозного строя, в частности, о воспроизведении в христианской поповеди иудейского порядка. Пресвитериат – как иудейские старейшины. Некоторые находят сходства и с греко-римскими постановлениями: епископов – из греко-римского муниципального устройства. Надо быть внимательными при рассуждении, нельзя и совершенно отрицать определенные влияния особенно иудейских религиозных порядков, Сам Господь также следовал иудейским обычаям, которые были в иудейской синагоге. Халаха, и Хагада,, характерные для иудейских обычаев, были наиболее приспособлены к тому, чтобы в привычных формах предлагать новое учение; естественно, что апостолы использовали традиции, которые уже использовались в синагоге, но это нацеливало ум иудеев на совершенно иное понимание СП, чем это предлагалось в синагоге. Когда развивалось богослужение, проповедь совершенствовалась по форме и содержанию, апостольские традиции, которые практиковались в Церкви в течение многих десятилетий, имели значимость и в жизни II века. Мы находим и определенные видоизменения, связанные с приспособлением к новым условиям жизни.

Христианские общины были в разных местах. Были общины из иудейской среды. Религиозные традиции, которые не противоречили христианским представлениям об истинах веры и благочестия, вспринимались и освящались в христианской традиции, и могли иметь место определенные заимствования, которые касаются церковного строя вообще, упорядочения взаимоотношения между членами Церкви. Если были какие‑то готовые формы, то они, очищаясь от иудейского или языческого налета, тоже могли применяться для церковной жизни. Это касается и способов проповеди. В начале II века можно наблюдать различия в учительстве для христиан из иудеев и христиан из язычников. Первоначальный и главный вид проповеди – экзегетический, ибо он приурочивал наставления к прочитанным местам из СП; он возник в связи с необходимостью привлекать иудеев в Церковь, и, следовательно, объяснять СП ВЗ применительно к Иисусу Христу. Церковь признавала СП ВЗ как свой первоисточник и установила за богослужением чтение отрывков из СП, и не могла оставить их без объяснения, особенно места прообразовательного или пророческого характера.

Все другие свидетельства. Тертуллиан: мы собираемся, чтобы читать Божественные Писания, из которого почерпаем или нужные наставления, или познания... Итак, СП обязательно читается для того, чтобы из него почерпать соответствующие наставления и познания божественной истины. Это почерпается, естественно, не только из чтения, но и из изъяснения.

Апостольские Постановления: проповедь – поучения на Писания.