Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 91

Беседы на НЗ тексты – гомилии синтетические. Они по своему построению и характеру являются тематизованными проповедями и приближаются к словам.

Проповеди на праздники и на разные случаи – исключительно тематические проповеди, всё содержание – плод ораторского творчества, отличается единством предмета.

Иногда есть т.н. "деление", в которых он говорит о предметах, на которые будет проповедовать. В слове к скорбящим: в рассуждении нашем о предмете мы сохраним порядок: в чем состоит истинное благо, свойство жизни в теле, затем сопоставим настоящее с жизнью упования".

15 бесед на Песнь Песней предназначались знаменитой Олимпиаде, которая известна своей благотворительной деятельностью и щедростью. Она играла большую роль в социальной жизни КП, оказывала широко материальную помощь всем, кто просил этой помощи. Отличалась глубоким благочестием, была весьма образованной, хорошо знала СП. Она встречалась со многими епископами в КП; св. Григорий часто бывал в КП, и она обратилась с просьбой, чтобы он разъяснил Песнь Песней. Св. Григорий решил составить комментарий в виде бесед. Возможно, он истолковал всю книгу, но сохранились 15 бесед, в которых он ярко проявил искусство аллегорического толкования.

Сделавшись вдовой через 20 месяцев после брака, она много имущества пожертвовала бедным и Церкви (особенно Нисской).

Заканчиваются 8 стихом 6 главы. Толкованию текста предшествует вступление, где проповедник развивает свой взгляд на способ толкования СП, и в этом отношения он довольно близко подходит к методу толкования Оригена. "Некоторые думают, что надо держаться за букву Писания... Но если что сказано загадочно и в буквальном смысле не несет пользы, нужно иметь ввиду другое значение и объяснять иносказательно". Основанием он видит авторитет ап. Павла (письмена убивают, а Дух животворит, ВЗ события – образы НЗ‑х – Рим., Кор., Гал.). Многое в СП буквальное соблазнительно: о грехопадении Давида, супружнице Осии и др. Пример Спасителя: Он некоторые ВЗ события повелевает понимать духовно. В Евангелии нельзя уразуметь буквально слова о Хлебе, сходящем с неба, о живой воде: за образами скрываются духовные реальности. Высказывая такие суждения, св. Григорий не дает подробных правил, когда искать аллегорического смысла в Писаниях. Он признаёт буквальный смысл в сказании Шестоднева. Но о кожаных ризах он объясняет этим мертвенность людей.

Темные и сокровенные места он старается сделать более доступными, удобопонятными.

Толкования на Песнь Песней довольно изысканы. Миро означает добродетель, которая удалена от зловония грехов. Серна означает остроту зрения. Эти сравнения несколько искусственны, но они направлены к нравоучению. Собственно толкование СП должно приводить к практическим нравоучительным выводам. Если видеть в СП только буквальный смысл, оно не назидает.

Аллегорические толкования св. Григория исполнены глубоким назиданием. При каждом своеобразном толковании он оговаривается, что это его личное мнение, и эти места можно понимать по-другому. Такие же суждения мы находили и у Оригена.

Некоторые исследователи проповедей св. Григория говорят, что у него было много проповедей на Екклесиаст. Возможно, он истолковал всю книгу. 8 гомилий – лишь часть, и заканчивается на 3,12. По построению эти беседы ничем не отличаются от бесед на Песнь Песней. Краткое вступление, затем слово за словом объясняет, затем заключение. Объяснение – из сравнений из природы, жизни людей и СП. Эти беседы имеют характер гомилии экзегетической, как и на Песнь Песней. Главным образом, метод аллегорический, как и все беседы на ВЗ. В беседах на Екклесиаст аллегория более естественна, основательна, чем на Песнь Песней.