Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 95

Это слово могло быть произнесено не в 80-е, а в 90-е годы IV столетия, т.е. в самом конце жизни святого отца. Содержание слова – защита божества Духа Святого против македониан – т.е. произнесено точно после II Вселенского Собора.

Похвальных слов у него не так много, но все они представляют большой интерес. В этом отношении они дают возможность судить относительно того, как святые отцы этого периода относились к похвальным словам, и в каком соотношении похвальные слова относились к языческим панегирикам, которые были образцом.

Первомученику архидиакону Стефану.

Святому великомученику Феодору Тирону

3 слова в память святых 40-ка мучеников

Святому Григорию Чудотворцу

Ефрему Сирину

Василию Великому.

Надгробные:

Святителю Мелетию Антиохийскому,

Императрице Плациде

Дочери императора Пульхерии.

Исследователи сравнивают похвальные слова св. Григория с такими же словами Василия Великого и Григория Богослова, подчеркивают, что здесь больше изысканного красноречия, риторизма, чем у проповедников его времени.

Преобладающее содержание этих слов – красноречивый пересказ обстоятельств жизни восхваляемого, нравственность их деяний и нравоучительное наставление слушающих. В то же время, в некоторых из этих слов есть догматико-полемические рассуждения. В похвальном слове в честь св. Стефана много рассуждений о Святом Духе, поводом было видение св. архидиакона Стефана (Деян.).

3 слова на день памяти 40-ка мучеников. Особое внимание к этим святым объясняется тем, что из Севастии происходит род св. Григория, а епископом в этом городе был младший брат Петр, поэтому Севастия постоянно посещалась св. Григорием, особенно на день памяти мучеников, которые почитались во всей Каппадокии. Полагают, что все 3 слова были произнесены в празднество около 380 года, когда там епископом был Петр, брат св. Григория.

1-е слово очень краткое – как бы вступление к прославлению святых мучеников. Очевидно, оно было произнесено накануне праздника.

2-е слово – продолжение 1-го, сказано в сам день праздника, является вполне исчерпывающим предмет речи.

3-е слово – не в Севастии, а в храме, где хранились их останки, находились, вероятно, в епархии св. Григория.

Все похвальные слова в честь святых особенно являются ценными по изложению в них православного учения о ходатайстве святых пред Богом и о почитании их мощей. Похвальные слова св. Григорию, прп. Ефрему, св. Василию весьма обширны по объему и представляют очень важный исторический первоисточник, потому что здесь дается довольно подробное описание жизни и подвигов этих церковных деятелей. Здесь описывается не только подвиги святых, но и многие факты из церковной истории. Это, можно сказать, первоисточник, характеризующий и саму эпоху, и деятельность великих отцов и учителей Церкви.

Надгробные слова тоже представляют большой интерес, здесь много исторических сведений и излагаются определенные нравоучительные мысли, назидание, утешение для родственников почившего.

Лучшими словами являются нравообличительные проповеди. При большей простоте языка, они отличаются силой ораторского воодушевления.

2 слова о любви к бедным.

1-е произнесено во время Великого поста, поэтому он говорит о значении поста, как времени подвига, усиленной молитвы, но и благоприятное время для совершение добрых дел. Недостаточно только каяться во внутренних пороках и страстях, но надо заботиться о том, чтобы оказать помощь нуждающимся. Он описывает состояние нищих, которые находятся в жалком состоянии на стогнах града, портиках и других общественных местах своим плачевным видом взывают к помощи. Он приводит примеры из ВЗ, что показывает необходимость оказания помощи нуждающимся.

2-е слово – о нищелюбии на текст "понеже сотвористе сие единому..." – оказывая милость нуждающимся, христианин проявляет любовь к самому Христу.

Доводы – указание на награды милостивым, указание единой природы всех людей. Мы всех людей питаем, и подобное должно быть по отношению к существам одной природы. Очень ярко показывает состояние бедных больных. Сам вид просящих должен побуждать им помогать. В будущей жизни человек получит вознаграждение за свое благодеяние.