Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 86

Май 381 года "Слово на 50-цу". Сначала говорит, как должно истинно праздновать праздник. Есть увещание к противникам православного учения о Святом Духе, к которым он призывает присоединиться к Церкви.

Завершение КП-х проповедей – Слово к 150 отцам Собора (2 Вселенского Собора). Это как бы прощальное слово. Является источником, потому что описывает прежнее состояние КП Церкви до прибытия Григория в КП. Он изображает и состояние, в каком он оставляет свою паству. Завершает слово благодарностью дому Анастасии, откуда он начал проповедь.

Затем св. Григорий посетил Кесарию – похвальное слово св. Василию Великому (скончался в январе 380 года, св. Григорий не имел возможности прибыть на погребение своего друга). Изображает жизнь св. Василия, подробно говорит о тех годах, которые связывали этих двух великих отцов и учителей Церкви. Здесь описывается гонение на Церковь при Максимине, пребывание их в Афинах, устройство св. Василием госпиталя при Кесарии, мужество перед префектом, заключение: св. Григорий приглашает слушателей ещё раз взглянуть на величественный образ св. Василия Великого.

383 год – Слово на память мученика Маманта.

383 год – Слово на Святую Пасху.

05.03.99

В отношение внешнего вида и объема одни проповеди очень кратки, другие обширны. Краткие слова вызваны были неожиданными обстоятельствами и были произнесены в виде импровизации. Некоторые из этих слов были произнесены в присутствии высокопоставленных лиц, например, небольшая приветственная речь Евлавию. К этой группе относятся 1,2,9,10,12,13 слова по русскому изданию.

Пространные слова готовились надлежащим образом, и это видно по структуре этих слов. Некоторые периоды встречаются в этих слова, как бы повторяясь, и в этом отношении полагают, что св. Григорий считал, что нужно очень тщательно излагать учение, особенно о пререкаемых вопросах, т.е. о Втором Лице Пресвятой Троицы. Св. Григорий говорил, что такие слова назначены всем церквам и душам и всей полноте вселенной, как слова не догадочно предложенные, но изрекаемые ясно как совершеннейшее обнаружение богословия. Из этих пространных слов некоторые после произнесения были переработаны, после чего получили бо,льшую обширность: "Против Юлиана", "Похвальное слово св. Василию Великому" – целая биографическая история, "Слова о Богословии".

По форме и построению проповеди св. Григория, за исключением единственной гомилии – тематизованные слова. В отношении тематизации в проповеднической литературе IV века св. Григорий стоит впереди других своих современников. Тематизация состоит в единстве предмета, хотя и не со всей строгостью, ибо он не упускал случая возвращаться к главному предмету – догматическому учению о Святой Троице. Иногда в начале проповеди он указывает тему, например, в слове "о бегстве в Понт" – почему он удалился в Понтийскую пустыню, в начале он говорит, что будет говорить о причинах бегства своего и возвращения. В 5‑м слове он также указывает тему. Иногда прямо он не говорит тему, но в первых словах сразу упоминает о предмете проповеди.

Он во всей полноте владел ораторским искусством, и мог бы придерживаться правил, которые характерны для ораторского искусства, и во всей полноте использовать требования к проповеди: вступление, разделение (указание аспектов) и другие части. Однако, он не придерживается строго этой схемы. Иногда эти части имеются в проповеди, иногда он сразу начинает с предмета – в проповеди нет схематизма. Но в слове на Крещение и надгробном сестре Горгории структура имеется. Т.о. это не составляет предмета особой заботливости св. Григория.