Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 77

Появился св. Григорий Богослов в КП в 379 году, когда ещё продолжались еретические споры. Сам он происходил из незначительного местечка в каппадокийской области – Ариа,нз, родился в бедной семье, хотя родители его отличались тем, что пользовались большим авторитетом своих современников, в особенности его благочестивая мать Нонна.

Родился около 326 года. Есть расхождения относительно даты. Младший брат Кесария, благодаря тому, что получил хорошее образование во врачебном искусстве и юриспруденции, был призван ко двору при императоре Юлиане и занимал там разные должности сначала врача, потом казнохранителя.

Отец св. Григория по имени Григорий по убеждению своей благочестивой жены Нонны был обращен в Православие из секты, потом стал епископом г. Назианзы. Он не имел широкого образования, поэтому иногда еретики вводили его в заблуждение, о чем имеются свидетельства в жизнеописаниях св. Григория Богослова.

Несмотря на недостаточность средств, родители позаботились о том, чтобы св. Григорий получил достаточное образование. Во время пребывания при родителях, когда мать ещё развивала в нем любовь к изучению Слова Божия, наставником в науках был дядя Амфилохий. Св. Григорий называет его Великим, Прекрасным, храмом витийства. Возможно, под влиянием своего родного дяди он проявил стремление к наукам. С целью познакомиться с языческой ученостью, он посетил Кесарию Каппадокийскую, затем Палестинскую (училище красноречия). Прп. Иероним Стридонский также говорит о том, что св. Григорий изучал красноречие и у других известных риторов того времени. Есть свидетельства о том, что св. Григорий посетил Александрию, когда там вел борьбу св. Афанасий Великий. Возможно, св. Григорий видел и знаменитого александрийского богослова Дидима слепца, прп. Антония Великого и Павла Фивейского. Посещение Александрии побудило св. Григория изучать произведения Оригена, который пользовался большой известностью в этом городе.

Когда св. Григорию было уже около 24 лет, он посетил Афины, и там вместе со св. Василием Великим стал изучать те науки, которые преподавались в этом городе. Здесь же он изучал риторику. После этого он возвратился в Каппадокию в г. Назианз, где был епископом его отец. Григорий проявлял желание удалиться в Понтийскую пустыню и вести монашеский образ жизни. Но обстоятельства побуждали его остаться в мире и вести аскетическую монашескую жизнь в мире. Некоторое время происходили колебания в избрании того или иного пути. Необходимость не покидать родителей побудила его остаться в Назианзе, хотя склонность к жизни созерцательной всегда влекла его в пустыню. На некоторое время он вместе со св. Василием Великим удалились в уединение Понтийское, где он изучал творения Оригена, и составил филокалию из оригенистичеких творений.

Подвизаясь со своим другом, он был вынужден оставить это место. Отец его подвергался некоторым притеснениям со стороны ревностных христиан, которые восстали против своего епископа из-за того, что по своей простоте он подписал еретический Символ. Еретики пытались проводить свои идеи, очень искусно составляя различные Символы, чтобы вовлечь в свою среду как можно более людей, и отец Григория подписал один из таких Символов, что вызвало негодование со стороны ревнителей Православия, особенно монашествующих, и св. Григорий был вынужден вернуться в Назианз.

Едва он прибыл к отцу, как в 361 году он был произведен во пресвитера. Он считал себя недостаточно подготовленным, чтобы стать пресвитером, и после рукоположения оставляет город и уезжает ко св. Василию. Отец просит св. Григория вернуться. Жители города также побуждали его возвратиться. Рукоположение его состоялось на Рождество, а в Крещение он оставил Назианз, а к Пасхе он вернулся в город. Когда он возвратился, он произнес свое замечательное слово на Пасху.

09.02.99