Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 115

Он приводит пример, когда Антиохию постигла засуха. Все умоляли Бога положить конец этой опасности. Когда все усердно молились, то Бог смилостивился, и пролился сильный и продолжительный дождь. Все возрадовались этому, но при этом общем веселии один весьма богатый житель Антиохии ходил по городу печальный с поникшей головой, как будто его постигло страшное горе. Когда многие спрашивали, почему он сетует, когда все радуется, он не в состоянии был скрыть в себе своей страсти и объяснил, что у него имеется очень много пшеницы в житницах, и теперь некому будет сбыть, потому что он надеялся на засуху, что его запасы можно будет дорого продать. Так сребролюбие делает нечеловечным, глухим к человеческой нужде.

Часто сребролюбцев Господь наказывает. Многие не давали бедным кусок хлеба, и выбрасывали целые житницы пшеницы. Многие не давали бедным и одной чаши вина и выливали на землю много вина, сделавшегося уксусом. Он показывает и средства, как преодолеть в себе эту страсть. Самым сильным врачевством против сребролюбия являются дела милосердия.

26.04.99

Проповедническая деятельность Златоуста была весьма плодотворной. Основные гомилетические произведения были произнесены им в Антиохии.

Его деятельность в КП продолжалась не столь долго, как в Антиохии, в КП были неблагоприятные обстоятельства.

Надо отметить его беседы на СП ВЗ. Есть 2 серии гомилий на книгу Бытия. Первая серия состоит из 9 бесед. Она находится Migne 54 том. Произнесены во время Великого Поста.

Вторая серия состоит из 67 гомилий и представляет собой полный комментарий на книгу Бытия. Видимо, были произнесены в 388 году.

Лучшими гомилиями на книги СП ВЗ являются 58 бесед на псалмы. Это объяснение на псалмы:

4-12, 43-49, 108-117, 119-150.

Эти беседы находятся в Migne 55 том, переведены на русский язык.

Замечание: среди бесед на псалмы есть такие, которые считаются спорным, обычно печатаются последними.

6 гомилий на Ис. 6. Часть бесед произнесены в Антиохии. Дошли в греческом оригинале, но есть полный комментарий на книгу пророка Исаии в армянской версии, которые являются подлинными.

К 387 году относятся 5 гомилий об Анне и 3 гомилии о Давиде и Сауле.

2 беседы о пророческих предсказаниях – имеют дело с пророческими книгами – о предсказаниях и неясных прообразах.

Говорят, что святому Иоанну принадлежит полный комментарий на Евангелия. У нас есть толкование только на Матфея и Иоанна. Есть несколько рукописей, которые содержат объяснение от Марка и Луки, которые приписываются Златоусту, которые скорее всего – извлечения из разных мест бесед Златоуста.

90 гомилий на Евангелие от Матфея – это древнейший полный комментарий на это Евангелие. Произнесены в Антиохии, наиболее вероятно, в 390 году.

80 гомилий на Евангелие от Иоанна. Более кратки по объему, чем на Матфея, могли быть произнесены в 391 году.

4 гомилии на начало книги Деяний и 4 беседы, которые касаются перемене имен на примере различных библейских персонажей (ап. Павел и др.), были произнесены в пасхальный период 388 года.

Больше чем кто-либо занимался толкованием ап. Павла.

32 гомилии на послание к Римлянам. Наиболее выдающийся патристический комментарий на это послание.

Гомилии на 1Кор. (44 гомилии) и 2Кор. (30 гомилий).

После издания Миня были найдены в рукописях дополнительные комментарии на отдельные места этих посланий, были опубликованы впервые в 1907 году. 3 проповеди на 2Кор. 14,13. На 1Кор. 15,28 – 1 проповедь.

24 на послание к Ефесянам – произнесены в Антиохии.

на послание к Филиппийцам – разногласие о месте произнесения (в Антиохии или КП).

18 на 1Тим.

10 на 2Тим.

6 на послание к Титу тоже антиохийский период.

3 на послание к Филимону.

Против евномиан или аномеев 5 проповедей (в Антиохии около 386-387), остальные – в КП.

На тематические:

9 о покаянии. Одна из них, возможно, не принадлежит Златоусту. Много и других проповедей, возможно, не принадлежит ему. Были подражатели Златоусту.

В 1955 году западный исследователь обнаружил серию из 8 бесед к крещаемым на Афоне в монастыре святого Никиты. Издал в 1957 году. Произнесены в 388 году или вскоре после этого. 2 из этих бесед были в патрологии Миня, некоторые были изданы Пападопуло Керамевсом, но большинство из них не были известны. Были переведены на русский, и изданы в ЖМП в 1972 году.