Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 69

Святой Василий скончался, не дожив до 50 лет. Несмотря на столь короткий период жизни, он очень много сделал для Церкви, и памятниками его жизни являются целые серии проповедей. Большинство проповедей – ораторско-практического направления.

Скончался в 379 году, оплакиваемый своей Церковью, оставив в своем лице яркий образ благочестивого архипастыря Церкви, мудрого, ревностного, неутомимого защитника православной веры.

Святой Василий отличался большой ревностью в проповедании Слова Божия. Несмотря на частые физические недомогания, он часто произносил проповеди – в течение дня 2 и больше. При любом случае, при любом событии св. Василий произносил свои проповеди, считая это своим долгом.

Интересны его суждения по этому вопросу в связи с тем, что он был физически слаб, но сознавал необходимость проповеди. В то же время, состояние паствы представлялось ему далеко не в отрадном виде, поэтому было вторым побуждением к проповеди Слова Божия. Об этом он говорил в одном из своих нравственных правил: "Пренебрегается учение отцов, уничтожается апостольское предание, в Церквах нововведения, люди только хитрословят, пастыри изгоняются, а на место их вводятся волки, дома молитв стоят пустыми, пустыня наполняется сетующими. Ещё более жалки юноши, не знающие, чего они лишены". Еретики имели большую власть во дворе, чем пользовались, чтобы вносить раздор. "Догматы извращены, уставы нарушены, любоначалие людей кидается за должностями. Кто произносит более тяжкие хулы, тот предпочтительно выбирается на епископство. Сбереженное на бедных они тратят на свои удовольствия. Много стало свободы грешить, ибо в благодарность за удовольствия всё позволяют грешащим. Народ не слушает увещаний, в предстоятелях не достает дерзновения. Доводят народ до неистовства, чтобы общими бедствиями прикрыть свои гнусные дела. Неверные смеются, маловерные колеблются". "Молчат уста благочестивые, развязан хульный язык, здравомыслящие бегут" (88 письмо).

Св. Василий является проповедником ораторско-практического направления IV века. По своему происхождению и образованию он был предрасположен к ораторскому искусству. Его отец был ритором, и от отца он воспринял первые уроки. Затем учился в языческих школах, где риторика всегда была на первом плане. Важно, что он изучал ораторство под руководством таких, как Ливаний и другие знаменитые мужи древности. Классическое образование способствовало развитию в нем тех природных способностей, которые он имел, ведь он учился в Афинах, КП – это были очаги образования в то время, из этих школ выходили знаменитые ораторы, которые проявили себя искусными адвокатами, что было необходимо для защиты тех, которых защищали перед власть имущими, это помогало св. Василию в его практической деятельности, что соответствующим образом проявилось в его проповеднической деятельности. Он вел обширную переписку, которая представляет собой интересную картину его отношений.

Св. Василий пользовался большим уважением у Ливания, который отправлял ему речь "о строптивом" и "поливался по,том и смущался", потому что посылает свою речь такому искусному человеку.

Не только современники его, но исследователи творений его всегда с большим восхищением говорили о содержании и построении проповедей и других творений св. Василия Великого. Например, п. Фотий, знаменитый знаток и ценитель: "Во всех речах он превосходен, в порядке усилия мысли за ним первое место, речь его плавна, как поток, кто хочет быть отличным оратором, ему не нужен ни Демосфен, ни Платон". Есть отзывы св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, Эразма Роттердамского. На этом основании мы можем видеть, что его ценили как великого христианского оратора.

Как в письменных произведениях он заплатил дань к отвлеченному богословствованию, сделав вклад в богословие, главным образом св. Василий вращается в области практического – дисциплинарного – правила пространно изложенные и кратко изложенные. Аскетическое богословие – устав и слова подвижнические.