Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 63

Есть у него много и других проповедей, у него очень много сравнений, притч, парабол, молитвенных обращений к Богу, Сыну Божию, Пресвятой Троице, которыми перемеживаются рассуждениями и яркими картинами.

01.02.99

В "Слове против еретиков" имеется немало обращений, которые имеют разный характер. Эти обращения, с одной стороны, как будто, представляют собой особый вид молитвы, но молитвой их назвать нельзя: "Люблю Евангелие Твое, Владыко, потому что питает меня, когда я гладен; кого хочу, созывают к снедям Твоим, вкушаю со многими, хотя я один... чем возблагодарю Тебя, как не тем, что приведу себя с Тобою в согласие?.. Но вижу, в чем погрешаю и, обличая других, самого себя обвиняю... Но буду говорить, и не перестану, пусть узнают эллины силу любви..." В этом же слове прп. Ефрем употребляет немало противопоставлений, например, в рассуждении о вещах, которые его волнуют: "Боюсь, потому что гнушаюся людьми плотскими, но имею утешение, потому что ведаешь человеческого существа немощь... Немощен я, утратил я дар Твой и потому не имею совершенного благоразумия. Если же обогащусь, то всё будет твое дарование..." После таких размышлений он говорит, что ему известен один богач, который, узнав, что есть сокровище на поле, продал всё и купил это поле (Мф. 13). Другой богач сделал то же, чтобы купить драгоценную жемчужину. На этой жемчужине он останавливается, чтобы на объяснении природы жемчуга пояснить непорочное зачатие, рождение Пресвятой Девой Бога Слова вопреки толкованиям Маркиона и других еретиков. Перед этим он сравнивает: "Жемчуг дорог... не снедь, но предмет роскоши... Он мал, но многомощен, удобен для ношения... Легко его спрятать, но трудно находить. Таково Слово Божие... В высоком доме есть ступени, по которым восходят наверх, и Евангелие говорит о находящихся на разных ступенях... Для недужных оно врач, для подвижников мздовоздаятель, много в нем притч, в которых излагается один неизменяемый". Затем он проводит параллели между жемчугом и Христом-Спасителем, делая сравнения и противопоставления.

Есть несколько мест в похвальном слове св. Василия: "Хочу соткать ткань из прекрасной шерсти словесной овцы... Видел я некогда овна, у которого была прекрасная шерсть... Это Василий, епископстовавший в Каппадокийской области. Снова нам надо взяться за челнок духа и приготовить нить... Как ублажим тебя, отче Василие, ты разумно отправляешься вместе с пчелами, прилетаешь на луг богодохновенных Писаний, там ты собираешь нектар апостольский, летишь в улей добродетелей, выделываешь мед..." В похвальных словах был большой простор для использования такого рода приемов. В этом проявлялись свойства употребляемого тогда языка.

У прп. Ефрема есть многочисленные параболы, которые тоже свойственны сирскому языку того времени. К ним он обращается нередко для объяснения важных понятий, касающихся не только догматических истин, но и нравоучительных. Таково его 2‑е поучение на слова "Внимай себе", которое представляет собой сплошную притчу. 2 человека шли в город, отстоявший на 30 стадий. Отойдя на 2-3 стадии, они вошли в тенистую рощу, один прошел через рощу скоро, другой остановился, чтобы полюбоваться рощей и отдохнуть в тени. Выскочил зверь и увлек его в чащу, а первый дошел до города. 2 человека – люди, ступившие на путь добродетели. Враг им внушает тщеславие, любоначалие, гордость. Разлегшийся от невидимого склонился к видимому, а добыча зверя – это он останавливает помыслы на вожделении земном, из которых выходит грех.

Таких примеров у прп. Ефрема очень много. С одной стороны, он отражает характерные особенности сирского языка и способов, которые используются для назидательной речи, и для простой братии это было важно запечатлеть в таком виде нравственные истины, которые прп. Ефрем хотел запечатлеть в своих собратьях. Очень много у него изысканных сравнений, метафор, всё это гармонично переплетается в его проповеди, потому что всё, что он употребляет, делает для того, чтобы его назидания были восприняты простыми слушателями. Эти примеры помогают без каких-то логических доказательств принимать то, что хочет сказать проповедник.