Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 102

В 386 году Флавиан рукополагает Златоуста во пресвитера. Клир Антиохийского епископа, как и везде тогда, имел свою внутреннюю жизнь, которая определялась местными традициями. Когда кто-то рукополагался во пресвитера, на него полагалась какая-то обязанность, Златоуст был рукоположен как проповедник. Поэтому он проповедовал не только в своем храме. Одни пресвитеры совершали богослужение, другие занимались внешними делами Церкви, третьи проповедовали. Златоуст с дивной силой своего слова был поставлен учителем антиохийских христиан.

Святой Иоанн Златоуст очень ответственно относился к возложенным на него обязанностям. Свое понимание пастырского служения он задолго до этого выразил в своих 6‑ти словах о священстве, где говорит о высоте и важности пастырского служения и тех трудностях, которые встречаются в пастырском служении. Те черты, которые так ярко обрисовал св. Иоанн в этих словах, выражали его глубокое убеждение относительно сущности этого служения.

Греки и римляне, воспитанные софистами, смотрели на церковных проповедников как на языческих ораторов, многие приходили послушать для своего удовольствия, на них смотрели как на учителей риторства. Поэтому пастырю надо было иметь много мужества.

Чтобы оказывать влияние на пасомых не внешней красотой слова, а внедрением желания слушателям, чтобы они искали полезного для своей души, только презрение похвал и благодатное слово. Величайшее утешение в трудах, если он осознает, что потрудился с Божией целью. Душа, неспособная понести порицаний народов, оскудевает и ослабевает в словесных трудах.

Отсюда нетрудно видеть, почему так поздно он принял сан пресвитера, чтобы быть добрым пастырем.

Он признаёт для себя необходимость помощи многих, когда Господь потребует залог назад.

То, что выражено в этом первом слове, подтверждается дальнейшей проповеднической деятельностью Златоуста. Его жизнь не была богата внешними событиями, но была богата делами, направленными на духовное образование паствы.

Его пресвитерская деятельность продолжалась 12 лет и требовала от него апостольской ревности к делу Божию, большого мужества, терпения, мудрости, и потому была исполнена многих дивных подвигов. Эти 12 лет служения в Антиохии принесли многие плоды, причем, не только для антиохийской паствы, которой была направлена его проповедническая деятельность, но и всей Церкви, потому что его проповедническое наследие его современники запечатлели на хартиях, поэтому его богатое наследие дошло до нас. Период пресвитерского служения был весьма плодотворным. Если сравнивать его с последующим периодом, который проходил в столице, он был менее благоприятным для раскрытия в полноте его талантов. В Антиохии ему не приходилось заниматься административными делами, он был всецело занят проповеднической деятельности, и мог проникать в сущность явлений, на которые нужно было пролить свет евангельской истины.

Даже еретики, язычники и иудеи приходили в храм, где проповедовал Златоуст, потому что сила его слова влекла к себе. Это давало ему возможность быть апологетом христианства в сознании язычников и иудеев и защитником истинной веры против еретиков, что успешно делал Златоуст во время своего пресвитерского служения.

26.03.99

Вступив в должность пресвитера-проповедника Антиохийской Церкви, св. Иоанн Златоуст увидел, что перед ним раскрывается широкое поле для проповеднической деятельности, потому что в жизни Антиохийской Церкви можно было таких моментов, на которые нужно было обращать внимание – прежде всего, на разделения, которые имели место в антиохийском обществе. Они были задолго до пресвитерства Златоуста, а именно во время смятений, произведенных арианством. Ариане изгнали православного епископа Евстафия и имели там своих епископов. Но Евстафий, который отличался христианским благочестием, проявил такую любовь к христианам Антиохии, что многие христиане оставались верными ему.