Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 22

Климент очень внимательно относится к тому, что происходило среди христиан Александрии и заботился об их окормлении. Люди привыкли жить в богатстве, и Климент использовал евангельский совет о раздаче богатства бедным (Мк.10). Чтобы рассеять смущение от этого совета, Климент произнес, очевидно, не одну проповедь. Слово "О том, какой богач спасется" говорит о том, что по крайней мере были 2 проповеди, которые объединены в этом произведении. "Слово" имеет значение не только проповеди, поэтому не все экзегеты относят это произведение к проповеди. Это слово было издано в начале XVII века с именем Оригена, но потом исследователи, руководствуясь указаниями Евсевия, прп. Иеронима Стридонского и св. п. Фотия, признали его принадлежащим Клименту Александрийскому. В содержании указаний на проповедническое происхождение, лишь в одном месте они есть:

"Ничто так не приятно, как слышать те же слова, которые сперва быв выслушаны без испытания, приводили вас в смущение...".

Если бы не было этого замечания, то и внешнее построение, и внутренний характер доказывают, что это – проповедь, а не отвлеченный трактат. По внешнему построению это гомилия, объясняющая прочитанный текст Евангелия по порядку стихов, разделенных по содержанию на несколько отделов. Это не просто экзегетическая гомилия. Мы наблюдаем здесь единство темы и одну и ту же линию, которую проводит Климент Александрийский. Этому соответствует единство предмета в прочитанном Евангелии, благодаря чему всё содержание проповеди объединяется в один стройный состав.

Но эта гомилия имеет свои особенности, основная тенденция – нравоучительная. Поучительные рассуждения здесь относятся непосредственно к жизни, сопровождаются описанием тогдашних общественных нравов. Будучи проповедью по первоначальному происхождению, "Слово" впоследствии подверглось литературной обработке и в том виде, в каком оно дошло до нас, состоит это слово из 2-х частей: из объяснения ответа Спасителя богатому юноше и из объяснения повествования о падшем разбойнике и милосердном самарянине (Лк.10). По мнению некоторых исследователей, это две отдельные проповеди, соединенными Климентом. В конце содержится рассказ об убежавшем юноше от ап. Иоанна Богослова и потом возвращенным самим апостолом. Очевидно, переписчики, имея желание сохранить проповедь Климента, соединили эти рассказы в одном списке.

Объяснение же на Мк.10 и Лк.10 тоже имеет определенные объяснения: и то, и другое касается одного предмета: с одной стороны, речь идет о богатстве, с другой стороны, о милосердии – о правильном употреблении богатства, что помогает проповеднику в объяснении. Закон милосердия обязателен для всех, поэтому тот, кто имеет средства, должен оказать милосердие нуждающимся. Толкование на эти 2 места Евангелия остроумно и своеобразно. Он видит здесь мысль о добровольном отказе от богатства, о произвольной нищете, о мудрости божественной. Он думает, что совет надо понимать в аллегорическом смысле, а не в буквальном.

Неужели Спаситель повелевает каждому оставить богатство? Он лишь призывает отрешиться от пристрастия к богатству. Нетрудно устроить жизнь без богатства и отрешиться от него. Спаситель советует освободить душу от страстей, в т.ч. и от привязанности от богатства. Отказываться же от права собственности нет надобности. Господь не осуждает богатство, особенно когда христиане ревностны в исполнении Его заповедей. Кто виноват в том, что он прежде принятия веры трудом и бережливостью скопил богатство? или если они ему достались по наследству?.. Кто ищет во всем Бога и к Нему одному стремится, к тому не прикоснется никакая зараза.