Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 106

Чтобы придать больше убедительности своим увещаниям, Златоуст говорил: возвышенные догматы веры делаются предметом острословия и суесловия. На конских ристалищах и в театрах рассуждают люди о Боге, не зная даже начал Писания. В слове о непостижимости существа Божия (против евномиан) он говорит: видишь, какой страх горе и какое презорство долу; Ангелы славословят, а люди суесловят, одни закрывают глаза, а другие бесстыдно взирают. Труд пытливых умов, предпринимающих попытки исследовать неисследимое, напрасен и навлекает страх Божий. Напрасно томят они себя, доискиваясь найти невозможное, и прогневляют Бога, силясь дойти до невозможного. Особенно укоряя жителей Антиохии за легкомыслие, Златоуст говорит: хотите ли скажу вам, что говорят о нашем городе, как осуждают нас? Говорят, что у нас всякий, кому угодно, найдет себе последователей и не будет в них недостатка. Ослабевало уважение к Преданию Церкви, распространялось чувство недовольства церковными определениями догматов. Таким колеблющимся умам нужно было показать достоинство истинной веры, её преимущества перед умозаключениями разума и свойственную ей неоценимую силу умиротворять душу человека. Всем хулителям веры надлежало внушить, что вера есть источник нравственной силы, и одна она только может привести человека в общение с миром горним и даровать новое просвещение для человеческого ума. Вера есть высочайшее благо, когда оно проистекает из сердца, движимого любовью, и тогда она любомудрствует о небесном, до чего не может доискаться человеческая мудрость. Отпадшие от истинной веры нигде не могут остановиться, но ввергаются в бездну погибели, а сохраняющие веру утверждаются на безопасном якоре.

Разъясняя слова ап. Павла (1Тим. 6,4: "но заражен страстью к состязаниям и словопрениям"): состязания и словопрения суть недуг душевный; когда она здрава, тогда она не вдается в состязания, и хранит веру.

Златоуст вооружается у тех православных, которые идут на поводу у еретиков и исследуют то, что не может подлежать уразумению. Вере нужно послушание, а не пытливость. Когда повелевает Бог, должно покорствовать, на не любопытствовать, что свойственно душе дерзкой и опрометчивой. Вера требуется, чтобы мы приняли лучшее, ни в чем не колебались и успокоились. Пытливость лишь рождает новые вопросы и не дает места вере.

С особой дерзостью это высказывалось у аномеев (евномиан), которые мечтали постигнуть и сущность Божию. Для обличения нечестия аномеев краткие замечания казались Златоусту недостаточными, поэтому он подробно раскрыл лживость и дерзость учения евномиан, и в опровержение в разное время он произнес не менее десяти слов, которые по силе красноречия, глубине мысли, возвышенному чувству благоговения, убеждающего сердце более всяких доказательств, принадлежат к одним из лучших творений Златоуста. В этих словах он убеждает прислушиваться к голосу собственного сознания и указывает на большую опасность тех, кто по требованиям кичливого разума требует перетолковать догматы веры. Он сравнивает таких людей с малыми детьми. Малое дитя многое видит, слышит и говорит, но ничего не видит и не говорит ясно. Я знаю, что Бог существует, но не знаю как, знаю, что Он безначален и вечен, но не знаю, как. Утверждающие, что всё постигли в настоящее, лишают себя познания в будущем. Он утверждает, что имеет всецелое ведение и говорит, что в будущем оно упразднится, поэтому он его и лишится. Многие, вожделевая большее, теряют и то, что есть у них.