Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 34

Итак, мы рассматривали в полном виде гомилию Оригена на Лев.4 (2-я гомилия). Тут мы видим и буквальный, и мистико-аллегорический (сближение ВЗ и НЗ), и таинственно-мистический методы, – т.е. все 3 метода Оригена. Есть и нравственные размышления Оригена.

Б) Другая гомилия – 5 бесед на Бытие – о Лоте и его дочерях. Ориген: эти места не следует понимать буквально. Гомилия начинается тем, что ангелы направлены к Лоту, чтобы наказать жителей Содома. Лота же помиловали только за то, что он был странноприимен, и более – ни за что, т.к. в Содоме нельзя было быть праведным. Лот занимает среднее положение в Содоме. Лот и его жена – лица аллегорические, т.к. Бог не мог так жестоко наказать жену Лота только за то, что она оглянулась на пожар. Ориген: "Лот" – высшая духовная разумность, "жена Лота" – плоть. Соляной столп – недостаток мудрости, который есть у женщин. Ориген: "я не считают Лота виновным сильно, т.к. он недобровольно спал с ними, да к тому же был пьян... Послушайте же, пьянство обмануло и сожгло того, кто не был сожжен в Содоме". Т.е. тут тоже нравоучение о трезвости. Дочери – тоже не совсем заслуживают обвинения, т.к. они думали, что конец мира будет огнем, и думали восстановить семя от Отца своего. И тут нравоучение Оригена: "боюсь, что нецеломудрие дочерей Лота было целомудреннее многих ныне целомудренных жен, которые совокупляются после того, как зачали, чего не делают даже звери...". Далее идет аллегорическое толкование: "...я знаю, что некоторые думают, что "Лот" – Христос, а дочери – ВЗ и НЗ,.. но я с этим не согласен, т.к. сыновья Лота – это моавитяне и аммонитяне... Я разумею под Лотом – ВЗ закон, который сначала бежал из Содома-Египта... Дочери Лота – Иерусалим и Самария, которые хотели увеличиться количественно..." В конце Ориген говорит: не отрицаю, что может быть и другое, более аллегорическое толкование.

В) Вот таких натянутых аллегорических толкований было очень много у Оригена, как эти две гомилии, например, построение Ноева ковчега, потоп – это 2 беседы на Быт. "Надо искать духовный смысл в построении ковчега... потом – образ кончины мира, Ной – т.н. Иисус Христос – Ему Отец Небесный дал размеры для построения ковчега – Церковь, где спасаются народы. Святые отцы часто употребляли впоследствии эту аллегорию, что Церковь – корабль. Нижний ярус – 2 отделения, верхний – 3. Те, кто спасся вместе с Ноем – это те, кто может учительствовать в Церкви – высшие этажи ковчега. Низшие этажи – грубые, но уверовавшие христиане. Средние – средне между ними. Т.е. тут Ориген обосновывает свое деление христианского общества на классы. Наверху находится Ной – Иисус Христос, в ковчеге – Церкви. Отчасти есть здесь и правые мысли: человек постепенно возрастает "от силы в силу" в христианстве. Но Ориген считает неверно, что ближайшее окружение Христа – это только избранные. Они малочисленны.

Г) В НЗ меньше оснований для аллегорий, т.к. в ВЗ – много историчного, что надо толковать аллегорично. Другое место – о Сарре, отданной царю Авимелеху под видом сестры Авраамом. Что было бы здесь назидательного для нас, если это понимать буквально?! – восклицает Ориген.

Д) Повивальные бабки Моисея – тоже нельзя понимать буквально.

Е) Иисус Навин вырезал на камне всё Второзаконие – тоже нельзя понимать буквально, т.к. еврейский народ должен был бы долго стоять и ждать, когда это закончится. Тут должна быть аллегория. Метод Оригена в гомилиях был широко распространен. Даже противники в богословских взглядах Оригена перенимали его методы в проповедничестве. Имя Оригена гремело по всему Востоку и достигали Запада (блж. Иероним Стридонский занимался переводами Оригена на латинский язык). Переводы Оригена Иеронимом – точны – хороший источник), а вот переводы Руфином Оригена – не точны (т.к. Руфин "сглаживал" острые углы у Оригена). Из‑за популярности Оригена получилось так, что очень многое похожее на Оригена мы встречаем у отцов в проповедях и после него.