Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 48

Слова о духовном совершенстве тоже иногда носят в себе диалогическую форму, но слова более подчинены тематическому началу. Это, видимо, связано с тем, что 7 слов о духовном совершенстве – не оригинальные произведения, которые стоят в стороне от 50-ти бесед, а это – извлечение из бесед, которое кем‑то произведено и надписано именем Макария. Там находятся даже целые куски, которые буквально повторяют отдельные места из 50-ти бесед. Эти выписки, например, о хранении сердца, что нашел составитель в беседах, он привлекал, чтобы здесь сконцентрировать всё, что касается хранения сердца. Такое суждение вполне закономерно, потому что, действительно, много сходств с разными местами бесед. Поэтому 7 слов отличаются большей тематизацией и в каком‑то смысле могут названы словами, но они являются, всё-таки, извлечением из бесед по тематическому началу.

Проповеди с именем прп. Макария часто начинаются без всякого вступления, прямо тем вопросом, который задают слушатели. Или же сам проповедник ставит этот вопрос и дает на этот вопрос ответ, затем переходит к другим вопросам. Иногда по содержанию беседы чувствуется, что проповеднику задаются вопросы. Некоторые беседы имеют несколько тем, которые не всегда связаны между собой.

30.11.98

В проповеди с именем прп. Макария, кроме того, что нет вступления, есть и другие особенности, которые касаются содержания, изложения беседы. Прежде всего, не всегда отмечается логическая последовательность. Чаще всего вполне безыскусственно предлагает проповедник свои наставления. Тем не менее, проповеди отличаются большой глубиной благодаря тому, что, несмотря на отвлеченность, особенно это касается догматики, в проповеди имеются примеры, сравнения, подобия, которые заимствуются из жизни. Это оживляет проповедь и позволяет легко усваивать проповедь. Во всех 9-ти беседах с диалогической формой, проповедник придерживается не порядка тем, а порядка слушателей. Монологические проповеди не всем своим содержанием относятся к предмету или тексту, который иногда обозначается в заглавии, и полной систематизации нет. Скорее всего, и там мы можем найти различные темы. Наряду с предметом, означенным в заглавии, иногда говорится и о предметах, которые не имеют с ним ничего общего.

В 11-й беседе сначала говорится о силе действия Святого Духа, затем как распознавать помыслы в душе, затем о медном змие как прообразе Спасителя, о споре Спасителя с сатаной. Очевидно, эти вопросы были заданы.

В 14-й беседе идет речь: об освящении сердца человека, о способе достижения небесных благ, об апостолах и пророках, где пребывает сатана и где обитают блаженные духи. Протестантствующие считают это недостатком, потому что нет логической взаимосвязи между частями бесед. Нужно иметь ввиду и потребности обитателей монашеского общежития. Проповедник очень хорошо знал монашескую среду, постоянно вращался между ними. Проповедник руководствовался не теоретическими выкладками, а отвечал на те интересы, которые он знал, и которые имеют отношение к каждому из тех, с кем он общался.

По построению беседы с именем прп. Макария представляют тот тип безыскусственных речей, которые мы видели у св. Антония.

7 слов представляют собой более или менее тематизованные рассуждения о конкретных предметах. Например, слово о хранении сердца действительно касается вопроса хранения сердца, и здесь есть все части проповеди: небольшое вступление, размышление о хранении сердца и краткое заключение.

Имеются проповеди пространные, которые по объему равняются трактатам на ту или иную тему, хотя таковым не являются. Но есть и очень краткие, например, 13‑я беседа, 22‑я, 39‑я состоят из нескольких предложений. Но 15‑ беседа очень велика по объему и равняется самым большим проповедям других проповедников IV столетия. В отношении изложения исследователи означают, что отвлеченность могла повлечь за собой неясность в изложении, но этого в проповеди они не отмечают, потому что мысли всегда выражаются ясно, четко, общепонятно. Правда, довольно часто встречаются аллегории, но они всегда уместны, это не то, что аллегории, которые употреблял Ориген при аллегорическом толковании СП.