Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 71

Иногда он какие-то мысли излагает, которые только сейчас пришли на ум: 2-е слово о посте – "Не должно оставлять без внимания того, что мне пришло на мысль, когда говорил я сие". Некоторые исследователи выражают сомнение в импровизационном характере его проповедей, несмотря на древние свидетельства, например, Руфина. Его проповеди отличаются совершенством изложения, поэтому некоторые сомневаются в том, что это импровизация. Его талант позволял ему говорить без приготовления. Беседы на Шестоднев в этом отношении замечательные произведения, ибо масса сведений – он знаком со многими науками своего времени, и здесь обнаруживается обширность его познания в разных областях. Несмотря на импровизацию, у него глубокое понимание, изображал он предметы живо и наглядно, особенно характеры людей и их внутренний мир – это свидетельства того, что св. Василий Великий отличался замечательным талантом христианского оратора. Некоторые сравнивают св. Василия Великого с Ефремом Сириным. Прп. Ефрем отличатся от других проповедников, и пророческое вдохновение прп. Ефрема присуща именно ему. У св. Василия Великого есть другие достоинства, которые необходимо подчеркивать. Прп. Ефрем жил в других условиях, а св. Василий Великий был проповедником-практиком, он живо реагировал на все явления внешней жизни. Отступления от норм христианской нравственности не мог не приводить его в негодования, и он сразу произносил проповедь по конкретному совершенному факту. Можно сказать, он был живописателем человеческого греха и порока, и его проповеди отличаются яркостью. Это всё поставляет его во главе ораторско-практического направления.

Он – проповедник-реалист, касается самых злободневных проблем, его внимание и заботы касаются общественных нравов, устранение из нее всяких противоречий, изложением положительного учения Церкви и желанием, чтобы христианская нравственность вытесняла из жизни христиан все, что ей не соответствует. Его обличения всегда строгие, иногда даже резкие, но это связано именно с тем, что его всегда приводило в негодование наблюдение за современными ему нравами.

15.1  Внешняя сторона проповедей св. Василия Великого

Мысль его богата прекрасными оборотами, всегда является живой, воодушевленной. Его рассуждения всегда общепонятны. Св. Василий Великий стремился к тому, чтобы как можно большее число людей понимали его, т.к. его слушали не только образованные люди, но и простые ремесленники, рабочие. Эта общепонятность сообщает проповеди ясность посредством сравнений из обыденной жизни, из природы, посредством примеров из СП, противопоставлений. Св. Василий не только обличает пороки, не только раскрывает их пагубность, но и дает целый ряд наставлений, каким образом человек, пораженный той или иной страстью, может освободиться от неё. Очень часто св. Василий прибегает к объяснениям чисто научного характера, заимствуя их из математики, астрономии, медицины, говорит языком науки, избегая научных терминов, был знатоком науки.

Особенно отличаются беседы на Шестоднев, которые переполнены объяснениями этого рода, но они встречаются и в других проповедях.

Способ речи св. Василия Великого, сила мысли и другие качества разнятся по характеру предмета, по внешним обстоятельствам, иногда это обнаруживается из-за субъективного настроения проповедника.

В слове о вере: "Пока надлежало изменяться бороться с ересями, почитал я приличным излагать хулы с опровержениями, часто употребляя выражения, которых нет в СП, подобно как делал и апостол. Теперь же я говорю только то, что есть в СП. Тогда занимало меня обличение ереси, теперь же простое объяснение здравой веры. Человек не одни снаряды употребляет, идя воевать и возделывать землю. Иной род речи обличительной, и иной – увещательной". Это объясняет то, почему св. Василий Великий разнообразит способы речи своей. В этих понятиях о разнообразии сказывается уравновешенность.