Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 56

Прп. Ефрем убежден в важности и значении учености, он заботится о размножении книг, требует их чтения и изучения. Придя к одному отшельнику, он видел, что книги его не только мокрые, но и где встречается слово "Господь, Христос", всё расплывчато – он плакал над книгами, особенно над божественными именами. Прп. Ефрем, с одной стороны, похвалил его усердие, но укорил, что он не бережет книги: если приобрел книгу, то храни её в исправности.

О необходимости чтения СП в слове о терпении (4 т.).

В своих поучениях прп. Ефрем говорит, что и для монахов необходимо образование в словесности. Тело оживляется духом, а дух – верой, без веры он – труп. Полагая в основание всей жизни слово Божие, прп. Ефрем высоко ценит и самодеятельность мысли – вера не отрицает такой деятельности. Кто приобрел веру, тот наполнится её водами.

Эти краткие сведения говорят о том, что прп. Ефрем был знаком с эллинским образованием, и главное он полагал в СП – самом важном источнике познаний для мудрой жизни. Это возможно лишь, постоянно обогащаясь чтением СП.

Прп. Ефрем нас интересует, прежде всего, как проповедник. Характер и направление его проповеднической деятельности определяется теми обширными знаниями, которые он получил и широко применил в своей практической деятельности. В его деятельности сыграла главную роль его личная жизнь – он был аскетом, подвижником, что сказалось и на содержании его проповедничества. Прп. Ефрем свое проповедническое служение осуществлял с учетом образования и потребностей членов той Церкви, где он подвизался как проповедник. Он был не столько мыслителем, сколько вдохновенным оратором и поэтом, что совершенно верно выражено в усвоенном ему ещё при названии "сирского пророка". Он был, действительно, профит (как вид проповеди). Прп. Ефрем был вдохновенным пророком, который обличал оскудение веры, заблуждения современной религиозной жизни, оплакивал порочность. Он очень глубоко чувствовал и понимал порочность многих людей и принимал живое участие в жизни Церкви, прилагая все свои старания, чтобы изменить эту действительность таким образом, чтобы она соответствовала Евангелию.

По уровню развития своих современников, ему необходимы были увещания, элементарные требования. В большинстве случаев проповедь прп. Ефрема касается этой стороне дела. Меньше всего здесь отвлеченных толкований – в основном практические задачи, чтобы, обличая современников, побуждать их к нравственной жизни. У него мы находим яркие изображения действительности, которые побуждают его оплакивать современное положение современников, но делает он это обличение не с высока (он и сам обличает свое духовное состояние, порочность). Вместе с пасомыми он и сам возвышается. Такой педагогический метод был присущ и другим проповедникам-аскетам (в частности, Исаии).

25.01.99

Обстоятельства времени и уровень пасомых побуждали элементарно преподавать нраво- и вероучение, поэтому прп. Ефрем Сирин преподавал их элементарно – для его пасомых это было вполне достаточно, хотя его догматико-полемическая деятельность, главным образом выражалась во множестве песнопений, которые слагал прп. Ефрем, благодаря чему народу было легко противостоять натиску еретиков.

Из знакомства с современной ему наукой прп. Ефрем вынес антипатию, потому что она являлась тогда часто в виде рационалистических заблуждений, как простое подражание другим более просвещенным центрам Востока. Поэтому в своих многочисленных противоеретических заблуждений он не упоминает о их ненаучности. Кроме того, гимны, переложенные на народные напевы, были достаточно эффективны в его время.

Взамен рационально-диалектического рассуждения прп. Ефрем обращает внимание на СП, которое может дать более твердую пищу в основание веро- и нравоучения и дает возможность противостоять всевозможным заблуждениям.

В отношении истолкования СП прп. Ефрем является великим. В своих объяснениях прп. Ефрем, наряду с буквальным смыслом, допускает и духовный, который имеет 3 вида: