Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 67

"Так явившийся пришел к лежащему при купели. Врач спрашивает: хочешь ли цел быти? Расслабленный: не имею человека. Но не унывай, расслабленный, ибо пред Тобой Бог. Если мы надеемся на Иисуса Человека, не присоединяя Божества, то напрасно. Действительно покланяемся Богу, рожденному от Девы и Человеку... Иисус – источник благ, Он ходит по водам, запрещает ветру, укрощает море... Познай во плоти видимого Бога... Спаситель везде и для всех бывает всем: для алчущих хлебом, для жаждущих водой, для грешников прощение... Иудеи говорили, что в субботу недостоит взяти одра своего. Здесь Законоположник, а ему говорят: недостоит ти... Иногда Он сперва врачует тело, иногда сперва душу... Это слово не к одному идет, но ко всем нам. Если подвергнемся страданиям и нуждам, да не будем роптать на Бога: к тому больше не согрешай... Велико непамятозлобие Божие, изобильна благодать... Пищу станем употреблять умеренно... Тело да будет подчиняемо духу..."

Особенность этой проповеди – всё направлено на то, чтобы подчеркнуть божественное достоинство Господа Иисуса Христа, и нравоучительные наставления вытекают из содержания евангельского и отчасти апостольского чтения дня. Есть полемическая направленность, но полемика не открытая. Каждый, кто слушал, что догматические мысли необходимо себе четко представить, чтобы противостоять еретическому натиску. Полемика с арианами тогда была еще острой, а к концу жизни св. Кирилла появились и македониане (духоборцы).

Евсевий Кесарийский тоже принадлежал к числу проповедников догматико-полемического направления, но у него полемика не была такой острой.

Геласий, еп. Кесарийский, племянник св. Кирилла Иерусалимского, также догматико-полемического направления.

14.  Ораторско-практическое направление проповеди

Есть проповедники, которые известны как представители другого направления, потому что у них больше мыслей ораторско-практического направления (Н. Барсов определяет направление). Эта проповедь направлялась на решение сугубо практических задач, заключавшихся, чтобы не только проповедовать христианскую нравственность, но внедрить в сознание своих пасомых необходимость коренным образом изменить свою жизнь. В IV веке многие становились христианами, не всегда по убеждению. И они не сразу же могли отрешиться от тех привычек, традиций, по которым жили их прадеды отцы.

15.  Святой Василий Великий

Наиболее яркий представитель этого направления проповеди. У него есть и догматико-полемические творения (о Святом Духе, против Евномия. Но главным образом он обнаружил свои дарования в ораторско-практических проповедях.

05.02.99

Дед его по отцу и бабка Макрина в течение 7 лет укрывались от гонителей и лишились своего имения. Отец и мать его были достойные дети своих родителей, воспитали своих детей в глубокой преданности Христу – из 4-х сыновей св. Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский – епископы. Первые годы сознательного детства он провел в доме бабки Макрины, которая происходила из Неокесарии, поэтому очень хорошо знала св. Григория Неокесарийского – "истинно великий Григорий". Макрина неоднократно слышала проповеди этого угодника Божия, и воспитывала св. Василия в духе этих наставлений. В её рассказах о жизни и подвигах, которые совершали святые в то время, когда ещё продолжались гонения, св. Василий почерпал героизм перед гонителями Церкви.

В одном из своих писем: "Осмеливаюсь похвалиться о Господе тем, что никогда не имел неправильных мнений о Боге, но те понятия, которые перенял от блаженной бабки своей Макрины, я содержал и лишь возращал, усовершаясь через возрастание моего разума по мере моего преуспения" (215 письмо против тех, которые распространяли молву, что св. Василий, якобы, переменяет свои мнения). Это очень важное свидетельство, что св. Василий получил надлежащее воспитание в семье.