Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 78

Вскоре после своего рукоположения св. Григорий удалился вскоре в Понт, затем вскоре возвратился, о чем он говорил в своем слове на Пасху. Между тем, его друг Василий Великий был избран во епископа Кесарии Каппадокийской и пожелал, чтобы Григорий стал епископом. Григорий принял хотя и неохотно посвящение в г. Сасимы в 372 году. Сасимы – пограничный город между двумя митрополиями. Раньше это была одна митрополия, а имп. Валент, желая навредить православным, разделил эту митрополию на Кесарийскую и Тианскую, чтобы помешать православным осуществлять свою деятельность, надеясь, что в Тианской митрополии будет епископ, угодный ему. Возникали споры и недоразумения и, чтобы укрепить свою позицию, св. Василий решился посвятить Григория. Не будучи в силах справиться с затруднениями и неприятностями, которыми угрожал еп. Тианский, св. Григорий опять удалился в уединение, из которого снова возвратился в Назианз, чтобы быть помощником отца.

В 374 году отец скончался, но св. Григорий не стал его преемником в Назианзе, хотя ему предлагали кафедру. Он очень глубоко переживал кончину своего отца, поэтому удалился в уединение в монастырь св. Феклы.

В 378 году после смерти Валента Антиохийский Собор пригласил св. Григория в столицу империи. В 379 году он прибывает в КП, остановился в доме родственников, который был сначала единственным местом православной проповеди в КП. Здесь ему пришлось устроить храм, потому что все храмы столицы были заняты арианами, потому что такова была политика имп. Валента – он покровительствовал еретикам, разделяя их убеждения. Это место своего служения св. Григорий назвал "анаста,сия" – воскресение – в знак того, что было воскрешено Православие в КП..

Проповеди св. Григория Богослова, а особенно Слова о богословии, привлекали много слушателей из православных, еретиков, язычников и даже евреев. Однако, успех проповеди св. Григория вызывал негодование со стороны еретиков, они стали строить всяческие козни – бросали камнями, покушались на его жизнь. Но православные тесно сплотились вокруг своего иерарха, число его сторонников увеличилось. Особенно прочными стали его позиции после того, как имп. Феодосий объявил себя поборником Православия и издал указ против еретиков, согласно которому можно было устроять богослужение только за пределами города.

В 381 году Вселенский Собор, согласно желанию императора, провозгласил Григория епископом столицы, подтвердив решение Антиохийского Собора. Но, несмотря на это решение, св. Григорий долго в КП не оставался. Председателем на Соборе был св. Мелетий Антиохийский. Он скончался, и св. Григорий должен был возглавить заседания Собора. Он принял решение по вопросу о замещении овдовевшей Антиохийской кафедры, которое было в духе соглашений, которые были в Антиохии. После кончины св. Евстафия в Антиохии было много христиан, которые хотели поставить на кафедра сторонника и почитателя Евстафия Павлина. Но тогда был избран св. Мелетий, и это вызвало негодование со стороны партии евстафиан. Но было соглашение, что, когда скончается Мелетий, то будет поставлен Павлин. Но когда Мелетий скончался, то мелетиане избрали Флавиана ему в преемники и проигнорировали ранее достигнутое устное соглашение. Св. Григорий Богослов был за договоренность, т.е. за Павлина. Но возобладала позиция тех, чтобы преемником Мелетия был Флавиан. Из-за этого на Соборе произошли разногласия. Видя, что его позиция вызывает разделение, св. Григорий решил оставить КП, чтобы умиротворить спорящих. Противниками св. Григория были египетские и македонские епископы, которые приехали уже в разгар обсуждения этого вопроса, кроме того, против св. Григория стали выдвигать обвинения, что он оставил Сасимскую кафедру и перешел в КП, хотя это неосновательные обвинения. Св. Григорий видел, что противники его всячески старались найти поводы, чтобы его обвинить, и это побудило св. Григория оставить КП. Воздвигались на него и другие обвинения.