Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 73

В слове против савеллиан: "Вы не довольны словом, и слышится упрек, почему останавливаюсь на том, что все исповедуют, не касаясь известных вопросов. Я всего более желал бы, как сам принял просто, уверовал бесхитростно, так и передать слушателям. Поелику вы меня окружаете более как судьи, а не как ученики, то для меня необходимо, чтобы, как в судилище, исследование продолжилось, задавались вопросы, а вам надо услышать не то, что приятно вам, но что благоугодно Богу, согласно с Писанием и не противоречит отцам".

Больше всего он проявил свой талант в ораторско-практической форме проповеди.

Нельзя согласиться с теми, кто считают его догматические проповеди несовершенными с точки зрения гомилетического искусства. Если мы обратимся к слову о том, что Бог не есть виновник зла, то оно – не только классическое опровержение дуализма, но составляет одно из первоклассных произведений ораторского искусства. Трактуя о догматах, св. Василий указывает, что догматы важны не только сами по себе, но указывают на нравоучение.

Прекрасными истинно ораторскими произведениями единогласно признаются его нравоучительные и нравообличительные проповеди.

Одни относят сюда 24 проповеди, другие 26. Возможно, в рукописях есть и дополнительное количество проповедей, которые должны быть отнесены к этому разряду. Лучшими из этих проповедей считаются слова о зависти, на упивающихся, на гневливых, во время голода и засухи, на слова "внемли себе", о смирении, побудительное слово к принятию святого крещения, 1-е слово о посте и целый ряд других.

Похвальных слов 5, они отличаются наибольшей степенью ораторского искусства и заслуживают особенного внимания по определению отличия христианского похвального слова от языческих панегирико,в.

Похвальные слова отличаются тем, что они не следуют той схеме, которая принята для языческих панегириков, в которых по каждому пункту схемы необходимо было дать характеристику, начинать нужно было о происхождении, о родителях, богатстве, славе, телесной красоте, физической силе – это для восхваления святого не имело значения. Христианские проповедники заимствовали некоторые черты панегирика, но не следовали слепо этому виду ораторского искусства. Восхваляя того или иного святого, восхвалялись и раскрывались добродетели, чтобы, обрисовав ту или иную добродетель, подвигнуть слушателей исполнять эту добродетель.

Подробнее проповеди. Слово на упивающихся. Накануне этого слова множество кесарийцев, собравшись за городом на гробах мучеников, предавались грубому пьянству и увеселению. Св. Василию было тяжело видеть такое поведение своей паствы, и особенно его возмущало, что в продолжение Великого поста и страстной седмицы он поучал христианскому благочестию, а это произошло вскоре после Пасхи, и он был преисполнен большой скорби и пастырского негодования, поэтому на следующий день он обратился к пасомым со строгим обличением. Это вполне естественно, потому что совсем недавно он наблюдал эту страшную картину. "Вчерашнее зрелище побуждает мое слово, но удерживаюсь бесполезностью моих предыдущих трудов. Когда у земледельца не взошли прежние семена, он с меньшим усердием сеет снова на этой же земле. Сколько вы зря бдели – одно приражение перечеркнуло весь ваш подвиг... Невоздержанные жены, забыв страх Божий, презрев вечный огонь, забыв день, когда будет праведный Суд, вместо того, чтобы вести об этом беседу и приготовляться к сретению Христа, сбросив с головы покровы благоприличия, бесстыдно выставляя себя на показ всякому мужскому взору, играя ногами, неистово предаваясь пляски, составив хороводы за городом, освященные места сии осквернили, осквернили воздух эротическими песнями, став подлинно бесстыдными... Как умолчу я об этом?! Вино было причиной погибели стольких душ, соделавшись для невоздержанных орудием невоздержания... Я не решился прямо в лицо сказать что-либо опьяневшим, потому что мои слова не возымели бы действия, теперь хочу сказать слово на упивающихся в надежде, что хотя бы наполовину это будет полезно". Через пьянство человек становится хуже животного, разрушает свое тело, расстраивает свои душевные силы, становится предметом общего посмеяния. Св. Василий изображает: "Какое различие между пьяным и животным? Остается ли он господином разума? Пьяный лишается рассудка больше, чем животное, пьянство лишает человека и действий внешних чувств. Не узнавая своих домашних, он часто бежит к чужим, уши его наполнены шумом, подобным шуму моря, земля под ним двигается. Проснувшись он бывает ещё бесчувственнее и глупее, чем во сне. Одно и то же вино, смотря по телосложению, делает разными..." Св. Василий этим ярким изображением хочет показать, насколько пагубно вино для целомудрия. Он проникается негодованием, которое обнаруживается резким обличением. Далее он снова изображает пьяных, наблюдая, как это действует на людей: "Они не только чавкают от излишества удовольствия, глаза у них синие, язык нетвердый, произношения не явственные, отделение излишеств происходит само собой, как у мертвых, как корабли иногда выбрасывают свой груз, так и упившиеся иногда изрыгают... Сами того не замечая, они теряют ощущение от удовольствий, вино для них кажется водяным, хотя оно не разведено. Когда мозговые оболочки наполняются чадом, голова поражается нестерпимыми болями, она тяжела, они дремлют, зевают, тело у них отекает, уста сухие и горят, глаза влажны. От пьянства происходит расслабление и дрожание... Жалкое зрелище для очей христианских – кто полон телесных сил, отличен в воинских списках – лежачего приносят домой, делается посмешищем ребятишкам".