Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 52

"О покаянии" – в 13 главах: покаяние – духовный процесс, который должен всегда присутствовать в жизни подвижника, а не одномоментное действие.

"О посте" – 4 глл. (возможно, было больше глав).

"Ответ сомневающимся о крещении" – в диалогической форме против мессалиан.

"Состязание со схоластиком": адвокат ставит казуистические вопросы о христианской жизни, а автор отвечает ему.

"О Мелхиседеке" – против тех, кто считает, что Мелхиседек превратился в Логос.

В патрологии Квастена "Против несториан (430 или 431 год) приписывается прп. Марку.

Много сходного с сочинениями Макария Великого, поэтому сочинения Макария приписывали Марку и наоборот. Есть места, где идет точная цитация. Заканчиваются проповеди обычно словом "Аминь". Есть собственно проповеди: это диалоги учителя с учеником (например, "О крещении", "О воздержании" – изложено в вопросо-ответной форме, а часть – монологическая). "Состязание со схоластиком" – диалогическое, хотя есть и монологическая часть тоже. А есть и полностью монологические рассуждения о свободе воли, о внешних подвигах. В V веке появились споры с пелагианами: взаимоотношение свободы воли человека и благодати Божией, – этому тоже много уделено внимания у Марка Аскета.

Западные ученые считали, что слова Марка принадлежат пелагианам, поэтому они были раньше в списке запрещенных книг. Интересно, что слова Макария очень похожи на Марковы в вопросе о свободе воли, но слова Марка были запрещены, а слова Макария очень распространены на Западе. На эту тему – "Слово к сомневающимся о крещении": Марк защищает свободу воли. "О Мелхиседеке" – тоже отстаивается свобода воли.

Марк Аскет – один из лучших проповедников на тему аскезы, – считают все исследователи. Доказательства его остроумны, библейские цитаты – всегда кстати (у Макария Великого, однако, гораздо больше цитат из СП).

"О посте" – речь идет не только о посте, а о смирении, гордости и т.д. – но всё это связано с аскезой – надо внимать себе.

"Состязание ума с душой" – ум обращается к душе с увещанием, что "мы сами виноваты в своих пороках, хотя сваливаем вину на других, на диавола и т.п.", все пороки проистекают из 2-х источников:

1. из честолюбия или стремления и

2. из угождения чувственности.

Поелику ты, душа, предала себя этим двум порокам, то не обвиняй ни Адама, ни диавол, ни ближних, а мы с тобой душа вдвоем должны бороться с нашими же пороками – обращается ум к душе. Одежда из кожи после изгнания из рая – это символ терпения невзгод, по Марку, а не материальные предметы.

Произведения Мара сохранились не только в греческих подлинниках, но и в списках-переводах. В них видны результаты аскезы малоазийских подвижников, вобравших опыт этого "умного делания". Марк сам прошел это.

Мы рассмотрели прп. Антония, прп. Макария и прп. Марка – самых значительных представителей нравственно-аскетического типа проповеди. Блаженный Августин посещал монашествующих восточной Церкви и говорит о них в своих произведениях очень трогательно.

10.  Авва Исаия

Авва Исаия – (+кон.IV) современник св. Афанасия Александрийского (+ок.390). Настоятель Скитской пустыни в Египте (к югу от Нитрийской), "можно было ходить только по звездам в этом песчаном море" – по Руфину.

1. "29 слов" в латинском переводе – изданы с греческой рукописи в XVI веке (1856-57) – "Воскресное Чтение".

2. "68 правил для новоначальных иноков".

3. "19 глав аскетических" – извлечение из 29 слов.

4. "Изречения святых жен, записанные аввой Исаией для св. Феодоры".

Первоначальный язык произведений аввы Исаии неизвестен (предполагается греческий). Первые найденные сочинения были на греческом языке (но, возможно, первоначальным языком был сирийский). Ученик записывал наставления: 8, 21, 26 – такого типа слова: 26 слово – "речения аввы Исаии, принятые его учеником – аввой Петром". "Я принужден написать вам это" – т.е. авва Исаия и сам писал.