Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 21

Основанием для того, чтобы считать эти два произведения сборниками проповедей служит то, что там сохранились внешние следы проповеднического происхождения. В "Педагоге" содержание (практическое): образ жизни христиан в общественной и семейной жизни доказывает, что это не уроки по богословию, преподававшиеся в школе, а наставления церковного характера, которые преподавались в храме, и на этом основании был составлен сборник после соответствующей литературной переработки. Подтверждением такого происхождения служат и отдельные места; в конце III книги:

"Т.к. Педагог привел нас в Церковь и Сам соединил нас с Собой Словом, то он хорошо принял бы если бы мы, присутствуя в этом месте, принесли дар благодарения".

Благодарение совершается на евхаристическом богослужении, следовательно, данные наставления произнесены в храме.

"Нам не гнусно для пользы слушателей называть те части, которые Бог не постыдился создать"

"Время уже мне закончить педагогию, а вам слушать Учителя".

Весьма нередкое обращение во 2-м лице, какие обычно делаются в проповеди.

Правда, это не просто сборник готовых проповедей, а литературная переработка. На основании "Педагога" можно составить представление, какое содержание проповеди он считал наиболее соответствующим задаче проповедника. С точки зрения евангельского учения, проповедник должен своевременно говорить о внешнем быте христианина, указывать, как должен поступать верующий в частных случаях нашей жизни.

Особенно подробно во 2-й и 3-й: пище и питие, воздержании, домашней мебели, приборах для стола, сосудах. Александрийцы привыкли жить в роскоши, богатстве. Климент наставлял, как пользуясь этим, не уловляться богатством. Наставлял, как вести себя в обществе, какие развлечения допускать. Говорит он об употреблении благовонных веществ, деторождении, супружеских обязанностях, одежде и украшениях, употреблении драгоценностей, истинной красоте, пользовании банями. Здесь Климент имеет ввиду то быт, который характерен для александрийцев. На основании его описаний можно видеть, какие особенности проявлялись у жителей Александрии. Он подвергает критике слишком большое увлечение внешними моментами в быту знатных христиан. Пример описания быта из "Педагога": многие живут для того, чтобы есть, а едят не для того, чтобы жить, Климент называет искусство поваров самым вредным: одна причина всех болезней – разнообразие, между тем люди ищут мурен, черепах, устриц, анчоусов, свеклы, раков, камбал, смокв едомских, египетских рябчиков, индийских павлинов, они весь мир желают уловить сетью. Люди жили в роскоши, позволяли себе много. Став же христианами, люди должны изменить в этом свою жизнь.

Современные ему александрийцы даже агапы превратили в пирушки с горшками и похлебками, как говорит Климент.

Не воспрещая умеренного употребления вина, он говорит, что не нужно стремиться к тому, чтобы самые разнообразные вина употреблять: Крымское, Сиракузское, из Италии и т.д. Неужели недостаточно для утоления жажды вина из своей местности? Ещё бы и воду возили из других стран. Употребляют золотые сосуды не только для еды, но и для другой нужды. Говоря об одеждах, он говорит, что нужно предпочитать белые одежды, а не разноцветные. Одежды же окрашенные красками, шитые золотом, пурпурные, расписанные и раскрашенные, пропитанные духами, из Тира и Сидона, служат уже не для покрытия тела, а для взора.

Предлагая многочисленные критические замечания, Климент не обнаруживает чрезмерного ригоризма в своих требованиях, а старается каждое отправление жизни христианина возвести к нравственному достоинству человека, отвергать всё то, что мешает осуществлению главных задач, стоящих перед верующим. Вся жизнь христианина должна соответствовать требованиям Евангелия. Надо главным образом заботиться не о внешнем, а о внутреннем. Тенденция же выделяться проявляется и может проявляться даже среди христиан, поэтому можно и нужно обличать недостатки, которые обнаруживаются в жизни христиан, прилепляющихся к тем или иным благам.