Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 42

Самые важные правила – 3 правила – которые предписывали настоятелю 3 раза в неделю преподавать поучения. В субботу предлагается 1 поучение, а в воскресенье – 2. Следует принимать во внимание, что в среду отшельников было очень много людей, которые приходили сюда из мира. Они приходили, чтобы получить наставление, назидание, оставались среди подвижников, а затем были насельниками монастырей. Подвижники Серапион, Макарий.

Серапион был близок к авве Антонию, был сотрудником св. Афанасия Великого в борьбе с арианством. Был мужем уважаемым за святость жизни и красноречие. О нем имеются и другие свидетельства. Прп. Иероним также хвалит его за ученость, даже называет его схоластиком. Он заявил себя полемикой против манихейства.

Св. Макарий Александрийский, в отличие от Макария Великого или Египетского, прежде поселения в пустыне заведовал Александрийским училищем. Лица, ушедшие из научного мира, приносили любовь к научению, толкованию СП.

Проповедничество в монастырях, прежде всего, должно было учитывать потребности монашеской жизни. Отличалось простотой, задушевностью. Чаще всего плоды проповедничества не записывались, т.е. эти наставления свидетельствуются тем, что он имел место, но не всегда мы находим памятников.

Антоний Великий. Он не писал, и это записи его непосредственных учеников. Очень важно отметить, что древние патерики и отечники, сказания о монашеской жизни содержат очень много сведений по учительной деятельности знаменитых аскетов.

Древние писатели, говоря об аскетических подвигах, обращают внимание и на их учительное слово. Ученики их тоже становились подвижниками, поэтому они не только записывали наставления своих духовных наставников, но и после себя оставили памятники своего учительного слова. Среди них такие, так авва Амун, начальник отшельников Нитрийской пустыне (составил 19 глав).

Макарий Александрийский оставил правило монашеское в 30 главах, послание инокам и слово об исходе души и о состоянии её по смерти (о мытарствах).

Орсисий изъяснил для монахов всё СП и обладал необычной силой слова.

Благодаря тому, что в монашеской среде были ученые мужи и люди очень мужественные (пустыня воспитывала), и это вселяло надежду на то, что из монашеской среды можно взять людей стойких. Поэтому из монашествующих избирали епископов. Люди были достаточно подготовлены, чтобы вступать в спор с теми, кто извращает православное учение. В этом отношении особенно известна деятельность св. Василия Великого, который также написал правила для монашествующих (наряду с прп. Пахомием Великим).

Особые условия внешнего аскетического быта и внутреннего развития иночествующих наложили особый отпечаток и на общий склад мировоззрения и сообщили особый характер церковной проповеди, поэтому господствует нравственно-аскетический тип проповеди, особое направление, которое характерно монашествующим. Но благодаря именно влиянию монашества это направление проповеди имеет своих представителей и среди тех, кто подвизался в мирских условиях. Это вполне естественно. Из среды монашествующих избирались епископы. Сборники проповедей, которые распространялись в миру, позволяли пользоваться этим другим. Влияние монашества, особенно в IV веке, было довольно сильным. Оно достигало городов, деревень и даже двора. Многие оставляли свои высокие должности и уходили в монастырь.

23.11.98

Ораторско-практическое направление. Особенности: проповедники более полно, чем в предыдущем времени применяют приемы ораторского искусства; с другой стороны, это направление характеризуется практическим моментом.

Развивается и догматико-полемическое направление церковной проповеди. В этот период многие ереси волновали Церковь, и самая большая ересь – арианская. За ней последовали другие.

Нравственно-аскетическое развилось благодаря тому, что в IV

особенно ярко проявилось монашество (Пахомий Великий создал правила, согласно которому начальник обязательно должен был проповедовать за общим богослужением).

"Жизнь Антония" – первое жизнеописание св. Антония Великого, написанное св. Афанасием.