Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 3

Гомилеты обращают внимание и на некоторые моменты, которые имеют отношение к внешней стороне проповеди. Очень важно отметить, какие термины употребляются в СП для обозначения проповеди Христа, потому что это указывает на сущность проповеди.

Ин.: «Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Проповедь Христа – свидетельство об истине. Термин «свидетельство» (мартириа) очень часто употребляется в СП, Сам Господь употребляет это слово, чтобы наилучшим образом выразить не только внешнее проявление, но и внутреннее содержание. Когда Господь говорит: «Я – путь, истина и жизнь», то это тоже свидетельство об этой Истине.

В СП мы можем найти и другие обозначения проповеди Спасителя: учение (дидаскалия, дидахи), и др., но они имеют не столь глубокое значение, потому что этими словами обозначается проповедь свв. ап-в, учителей церковных и др. церковных проповедников.

В проповеди Христа гомилеты выделяют некоторые приемы, которые являются характерными для возвещения евангельской истины. Когда Господь обращался к окружавшим Его людям, по-разному раскрывал те или иные истины. Прежде всего, Он ссылался на СП ВЗ, и такие обращения довольно часто встречаются в Евангелии. Это – прием аккомодации, приспособления к уровню восприятия слушателей; Господь здесь предлагает то, что известно Его слушателям, и на этом основании Он раскрывает Свое учение. Бывая же наедине с апостолами, Христос раскрывает то, что Он прикровенно говорил апостолам: «внешним всё бывает в притчах».

Господь также исходил из обстоятельств, использовал для проповеди то, что происходит в природе, в окружающем мире, поэтому много примеров из окружающей действительности: из жизни птиц, растений. Поучительный метод ярко обнаруживается в Евангелии от Луки в 21 главе, где Господь приглашает посмотреть на смоковницу – исходит из того, что может наглядно помочь слушателям воспринять проповедуемую истину.

У гомилетов имеется целый ряд других моментов, которые имеются в СП, которые являются раскрытыем методов проповедования Иисуса Христа. «Метод доказательств» – когда Господа обвиняют, что Он творит чудеса силой веельзевула и в других случаях, когда Господа хотели обвинить в том, что Он неправильно ориентирует людей – нужно ли платить подать кесарю. Есть настойчивость, требовательность, обращение к воле слушателей, использование логики, доказательств от разума, от Писания. Спор о субботе: не человек для субботы, а суббота для человека; о разводе, нерасторжимости брака, жизни после смерти. Использует Христос анализ, синтез и вообще методы, которые характерны для проповеди. Нагорная проповедь – пример анализа. Вторая часть нагорной проповеди – синтез – конкретные выводы на основании предыдущего анализа. Многие притчи Спасителя представляют собой не только наглядный пример, но и создают синтезирующий вывод относительно смысла примера.

Иногда проповедь Спасителя носила монологический характер, иногда диалогический. Обличение, как правило, – монолог. Собеседование часто имеет место: с Никодимом, самярянкой, учениками.

В проповеди Спасителя выделяют сентенционарные выражения, где в законченных кратких выражениях определяется отношение Спасителя к вопросам: «Божие – Богови, кесарево – кесарю»; «много званных, мало избранных» и другие сентенции. Краткое изречение очень легко запоминается и дает богатую пищу для ума и сердца.

Но самое главное – это содержание проповеди – божественное учение, чтобы люди, восприняв это учение, делали его достоянием своей жизни.

Но, всё таки, проповедь Христа имеет такую полноту, которую не может иметь проповедь даже апостолов, поэтому всегда надо иметь виду, что проповедь Спасителя – основа любой христианской проповеди и обладает полнотой, потому что в Его слове проявлялась божественная сила, Господь непосредственно воздействовал на сердца слушателей. Удивительно и непонятно, как некоторые люди не воспринимали Его проповедь – это зависит от почвы человеческого сердца.

3.  Проповедь святых апостолов