Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 53

Слово 25 – 24 главы, самое большое произведение Исаии. Оканчиваются все проповеди славословием и словом "Аминь". Все они сказаны к монахам без исключения: как надо себя вести монахам дома, в пути, со старшими, с мирскими и т.п. Каждое наставление сопровождается нравственным мотивом. Есть и догматическое содержание, но главным образом – практическо-нравоучительные. Слово 7 – "О добродетели вообще", слово 19 – "О недугах души вообще".

Все рассуждения стройны, нет искусственности, стремления во что бы то ни стало следовать "скелету". Хотя часто чувствуется план в проповеди. Слово 22 – "О делах нового человека" – обрезание, Пасха, суббота – 3 вещи, отличающие еврея – и переходы от одной вещи к другой – планомерные; эти 3 вещи транспонируются на НЗ времена и значение их для христианина, например, каким образом закон о субботе должен осуществляться у христиан.

1. Теоретическая и 2. прикладная части – уже выделяются у Исаии:

1. Теоретическая часть – основа, начало (небольшая по объему).

2. Практическая часть – это уже как наше нравственное приложение.

Есть сравнения, примеры, увещания – во 2-й части.

Слово 14 и 29 – это т.н. 2 плача Исаии (в дальнейшем у Ефрема Сирина развивается тема плача). Восклицания "горе мне, горе" – характерны для плача. Проповедник кается перед Господом, чтобы зажечь чувство покаяния в слушателях. В 29-ти проповедях мало "плача", а вот у Ефрема почти каждая проповедь содержит плач. Это был особый метод в те времена проповедничества. Зато у Исаии много сравнений в проповеди (как это было у Макария Египетского). Например, "в дом, где открыты двери и окна, вползают гады, так и человек несобранный теряет внутренний мир", "как никто не может смотреть одним глазом на небо, а другим – на землю, так никто не может служить одновременно и небу, и земле", "как дева с утра раннего украшает себя для жениха, так и подвижники с утра следят за собой и готовят к жениху-Христу". Т.о. примеры самые разнообразные: из быта, из природы. Это говорит о том, что проповедник наблюдателен, а проповеди его поэтому убедительны.

Примеры из СП немногочисленны, но уместны. Они истолковываются, в основном, буквально, но есть и аллегорический метод, как в отношении текстов ВЗ, так даже и в отношении НЗ. Но эти аллегории у Исаии всегда уместны, всегда кстати и всегда умеренны.

22.01.99

Представители нравственно-аскетической проповеди (продолжение).

11.  Прп. Ефрем Сирин

Это первый проповедник, проповеди которого надо будет законспектировать: "Слово на Преображение Господне" (2 ч. с. 50, 4‑е изд.), "О втором пришествии" (2 ч. с. 216) – посмотреть и законспектировать.

Есть много проповедей, которые могут его относить к ораторско-практической проповеди. Он отличается особым проповедническим искусством, характерным именно для него. Есть и проповеди догматико-полемической направленности (он жил в стране, где было очень много еретиков – преследуемые в центре Империи, еретики находили убежище на окраинах империи). Но большинство проповедей – нравственно-аскетические.

Жизнеописание. Есть разногласия, потому что древние биографы по-разному освящали его жизнь. Есть пространное жизнеописание, есть и краткая версия, которые дают разные сведения о жизни и деятельности этого отца – что касается, в основном, датировок его жизни. Многие исследователи посвящали ему свои труды, но его биография малоизучена, неразработана и исполнена противоречий. Сирский жизнеописатель говорит, что он был сыном сирийского жреца, который выгнал его из дома за обращение ко Христу, а прп. Ефрем говорит, что от отца получал наставления, что он родственник мученика, и его родители внушили ему страх Господень (см. "Обличение самому себе"). Трудно согласовать столь противоречивые показания, если не допустить, что прп. Ефрем допускал образности и аллегории в своей речи (восточный тип речи), и под "отцами" можно разуметь родителей духовных – низибийских пустынников. Родители по плоти могли внушить ему страх Господень отрицательным путем, когда выгнали из дома и в одном Господе он был вынужден искать успокоения. Если иначе, то не надо доверять сирскому жизнеописателю.