Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 82

Надгробное слово Горгонии начинается доказательствами права и обязанности говорить слово, если она достохвальна: "Хваля сестру, буду хвалить свое собственное. Но такая похвала не будет ложью... Боюсь не того, что скажу нечто сверх истины, но что не выскажу истины... Не должно унижать своего, если оно достойно уважения..." Если бы кто по правилам похвальных слов стал говорить отечество или род почившей, то не скажет ничего плохого... У нас цель – вести к совершенству других, возбуждая к соревнованию через указание на добродетели почившей. Он восхваляет Горгонию за её семейные добродетели, которыми обладала она, и которые были известны всем. "В жизни известно 2 состояния: супружество и девство. Устрашившись того и другого, она избрала нечто среднее, чем показала, что ни девство, ни супружество не разъединяют и не соединяют нас с Богом... Подчинившись главе-мужу, она не забыла главу-Христа... Её украшало не золото, не златовидные волосы, не кудри, не хитрость и обаяние живописецев,.. один румянец ей нравился: румянец стыдливости, и одна белизна, происходившая из воздержания... В уповании свою на благотворительность, она не отдала тело на сластолюбие, как многие думают купить себе за помощь нищим купить себе роскошную жизнь". Затем св. Григорий описывает благочестивый образ жизни своей сестры и говорит о том, что было известно всем окружавшим их людям. Похвальные слова св. Григория представляют не столько похвалу умершим, сколько наставление живым. Это всё касается пресвитерского периода служения.

Епископские его проповеди тоже начинаются 3-мя словами в связи с посвящением в епископа Сасимского. Рукоположение было в г. Назианзе в 372 году, и именно в этом году было произнесено то слово, которое связано с посвящением. В этом слове он называет себя узником о Христе, который связан неразрешимыми узами Духа. Он произнес это слово вскоре после кратковременного удаления из Назианза. Одно из этих слов он произносил в присутствии св. Григория Нисского, который приехал, чтобы ободрить новопосвященного епископа.

Все 3 слова, произнесенные в связи с рукоположением, кратки, плод импровизации, отличаются воодушевлением, содержат немало прекрасных частных мыслей.

В слове на посвящение во епископа он характеризует св. Василия Великого: "Научи меня своей любви к пастве, своей заботливости о ней и благоразумию,.. покорности плоти твоей,.. скажи, на какие пажити водить стадо, к каким ходить источникам или каких избегать пастбищ и вод,.. как вести брань с волками и не вести брань с пастырями..." С одной стороны, это характеристика св. Василия, с другой стороны, он говорит о б идеале архипастырского служения.

В слове, сказанном в присутствии св. Григория Нисского, он сравнивает его и св. Василия с Моисеем и Аароном.

Когда он возвратился из уединения к отцу, он произнес слово: "Мне сделано принуждение старостью отца и благосклонностью... Одно предлагает мне бегство, а Дух требует, чтобы я выступил на середину и принес пользу обществу... Управляемое с насилием стремится освободиться. Тайна спасения – для желающих, а не для насильствуемых..."

Слово на рукоположение епископа Евлавия. Интересны его мысли, которые касаются сущности благодарения. Благодарность – важное свойство человеческой души, которая должна проявляться. Ничто великое не бывает без искушения и испытания.

Слово, которое он произнес в том месте близ Кесарии, где находились гостеприимные дома для больных, несчастных увечных. Это примерно в 373 году, но точной даты нет. "Братья и соучастники бедности! примите слово о любви к бедным, да наследуете богатство и счастье..." Все добродетели прекрасны, но всех выше и лучше – любовь к бедным. Состояние прокаженного – беспомощность, описывает его внешний вид и внутреннее состояние, чем он старается возбудить сострадательную любовь. Их Господь посылает, чтобы нам проявить сострадание. Он изображает излишества богачей в противоположность нуждам бедным. Эти места особенно сильны своим обличением. Здесь нравообличения очень близко подходят к проповедям св. Василия. Есть мысли, которыми он хочет ещё раз убедить своих богатых слушателей помогать бедным. Рассказывает о том, что любят различные сорта вина, не хватает им местного – пьют заграничное.