Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 28

Ориген имел около себя массу учеников. Епископ Димитрий поставил его катехетом Александрийской Церкви.

В Александрии проживало очень много ученых людей, и Ориген не чурался общения с ними. Он изучил еврейский "в несколько дней" (преувеличение). Он занимался по ночам, мало спал. Всецело был поглощен стремлением наиболее полно изучить СП, ради чего он не жалел своих сил. Начал филологические работы над текстом СП. От Оригена сохранились гекзаплы, где в столбцах приводились различные варианты одного и того же текста. Благодаря этому, Ориген добывал истинный смысл того или иного стиха в СП. С самого начала своей учительной деятельности он является сильным и зрелым в знании. Продолжал изучать системы инакомыслящих. В течение всей жизни продолжалось преподавание, труд, самообразование. Христиане того времени придавали очень большое значение изучению СП, чему посвящали определенные часы (во времена Оригена в утренние), и это не могло не побуждать тех, кто разъясняет СП, более углубленно изучать Слово Божие. То, что Ориген занимался ночью – это не самовосхваление, а констатация того, что было присуще Оригену, т.к. он должен был стоять выше других в этом отношении, у людей должно было возникать много вопросов филологического и экзегетического характера.

Ориген переселяется в Кесарию Палестинскую, около 228 года его посвящают в пресвитеры, за что на него воздвигает гонение Димитрий, Александрийский Собор лишил его пресвитерства, после чего Ориген навсегда поселился в Кесарии, всецело посвятив себя занятиям и проповеди. Авторитет Оригена не был поколеблен осуждением в Александрии.

Прп. Иероним Стридонский: Ориген написал столько, сколько ни один не может прочитать за всю свою жизнь. Епифаний Кипрский: 6000 произведений. Такая цифра реальна по причине большого числа борзописцев. Они сначала без разрешения Оригена, а затем с его разрешением, помимо текста СП, стали записывать его проповеди. Его богословские произведения стали записывать позднее. У него было 7 скорописцев, которые, сменяя друг друга, едва успевали за ним записывать. Каллиграфы затем это переписывали. Богатый Амвросий предоставлял ему денежные средства для найма писцов, закупки текстов и т.д.

Ориген занимался и проповедью. Благодаря этому, влияние Оригена ещё более широко распространялось, авторитет его возрастал, потому что переписанные во многих экземплярах плоды его трудов распространялись далеко за те территории, где он трудился. Во время Оригена ещё не все вопросы христианского вероучения были достаточно уяснены и изложены в формулах, которые являлись незыблемыми. При отсутствии общего Символа веры, крещальные символы имели определенное разнообразие. Естественно, это давало определенный простор для богословских высказываний по разным вопросам. Ориген поэтому в своих богословских произведениях и проповедях высказывал немало частных мнений и ошибочных мнений, которые позже были отвергнуты в Церкви. Сам он не был еретиком, был очень глубоко верующим, преданным сыном Церкви, и то, что было потом отвергнуто, было предложено считать как мнения-предположения, которые были высказаны с большим смирением и осторожностью. Он не настаивал на своих мнениях, как ересиархи, говорил, что может быть и другое толкование. Во время гонения Декия за твердость в вере его истязали железом, огнем, томили в узах, темницах, морили голодом, это продолжалось довольно длительное врем, и он т.о. явил твердость убеждений. Был освобожден, мирно скончался в 254 году на 69-м году своей жизни. Вероятно, такой ранней кончине содействовало то, ч то он претерпел много истязаний.