Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 36

Отрывки "На день Святой Троицы", – многие исследователи отрицают подлинность этих проповедей, например, в проповеди на Благовещение есть такие восторженные похвалы Божией Матери, которые могли быть употреблены только после Ефесского Собора. Эти проповеди приписывают архиепископу Проклу Константинопольскому (V), ученику Иоанну Златоусту. Архиеп. Филарет Черниговский (знаменитый патролог) приписывает эти проповеди на Благовещение другому Григорию Неокесарийскому, жившему в VII веке. В проповеди на Богоявление есть слово "омоусиос", а значит это сказано после I Вселенского Собора. Но может быть "омоусиос" употреблялось и раньше и его использовал св. Григорий Чудотворец. Н.И. Сагарда (профессор СПбДА) написал монографию о св. Григории Чудотворце (вышла в 1915 году). Сагарда склоняется к отрицанию тех сомнительных проповедей, которые приписывают св. Григорию. Такие несомненно подлинные произведения св. Григория как "Слово в похвалу Оригену" никем не подвергаются сомнению. Проповеди св. Григория отличаются тем, что в них много длинных предложений, но, несмотря на это, они легко читаются и очень обтекаемы.

У св. Григория много приемов ораторского искусства: единоначатие (повторы слов или фраз), грамматизация (признание формы диалога), обращение (особенно в несомненно подлинном "Похвальном слове Оригену"). Вот пример из последнего слова: "Я не намерен следовать всем правилам ораторского искусства и не будут говорить ни о происхождении, ни о внешнем облике Оригена...", – а это было правилом, нормой классического языческого панегирика. "Но я буду говорить о том, что ценно пред Богом в Оригене..." "Твои доблести не могут быть умалены!.." – это классический языческий ораторский прием: уменьшение своих возможностей в восхвалении предмета речи указание проповедником на собственное недостоинство. Ещё важно, что указывает на побуждение к проповеди – на благодарность к Оригену за полученное благодеяние, ведь, св. Григорий был учеником Оригена. "Итак, настоящая моя речь – дар благодарности", – говорит св. Григорий во 2 части вступления к "Похвальному Слову Оригену". Святой Григорий считает, что это милость Божия, что он мог встретиться с Оригеном и получить от него то, чего и не ожидал никогда, но прежде всего св. Григорий возносит благодарение Самому Богу, что Он благоволил познакомить его с Оригеном: "Благодарение Богу нашему,.. ведь мы с Оригеном не были ни земляками, ни родственниками, что обычно делает людей на сей земле близкими..." "Он располагал нас так философствовать, что мы не отвергали ни одного философа, ни одного поэта языческого, кроме тех, которые были атеистами, т.к. это было опасно для нашего не устоявшегося понимания... Ведь если краска побудет рядом с шерстью, то шерсть уже не отмоется никогда..." Т.е. метод Оригена был в том, чтобы не концентрировать внимание на одном авторе или произведении, а читать много и разного, – чтобы сохранить объективность рассуждения и широту взгляда. В противном случае один какой‑либо взгляд или философское учение "...завладевают душой учащегося наподобие тирана..." – говорит св. Григорий.

09.11.98

Святой Григорий Чудотворец обнаружил свое влечение к ораторскому искусству. Он обращается в "Похвальном слове" к Оригену как к присутствующему.

"Слово на Богоявление " святого Григория (авторство подвергается сомнению, хотя принадлежит это несомненно той эпохе) – другой вид проповеди – о событиях жизни Господа. Подчеркивается важность того или иного события жизни Христа в таких проповедях. Всё в НЗ‑й истории взаимосвязано: все особенно важные события в жизни Господа.