Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 58

На русский его творения переводились в МДА с 1848 по 1853 год. В этом издании содержится около 270 статей, которые называются то словам, то беседами. Если судить по количеству – то это примерно 1/4 часть из того, что известно из его проповедей. Есть проповеди "умилительные", "душеполезные" – это технические термины – "похвальные", "огласительные". Даже такие термины как "слово", "поучение", "беседа" не имеют строго терминологического значения. Бывают слова пространные, которые так можно назвать "слово". Иногда "словами" называются и краткие проповеди, где тема лишь обозначается, но не раскрывается, и подобные "слова" лучше назвать "поучение". "Беседы" чаще отличаются простотой, задушевностью, обычно так назывались такие проповеди, которые занимались истолкованием СП, но в данном случае это не всегда относится к подобного рода проповедям.

Часто проповеди не имеют внешних признаков гомилетических, и это определяется внутренним содержанием и изложением. Обычно исследователи проповеднического наследия прп. Ефрема и разделяются на несколько групп.

Есть несколько произведений гомилетического характера, толкование ведется последовательно. "Слово об Иосифе Прекрасном" – гомилетическое. Объяснение библейских страданий о Лоте, об Аврааме и Исааке.

2. Несколько бо,льшее количество проповедей, которые составляют беседы, в которых порядок мыслей определяется порядком собеседования – нет темы – это отголосок дрвнейшего христианского времени.

Слово о воскресении мертвых, ответ на некоторые вопросы, о том, что не нужно блуждать глазами – краткие беседы. Хотя они надписаны, и можно думать, что речь идет только о том, о чем обозначено, но здесь имеются и другие предметы. В других проповедях этого характера проповедник раскрывает предмет, им самим известный обильны, пользуясь изречением СП как основанием для своих мыслей. Есть также и еще одна группа людей, которые называются словами, они характеризуются всесторонним объяснением предмета и ораторским изложением. Сюда относятся лучшие и замечательные проповеди – на Преображение Господне (2 т.)

7 слов о 2-м пришествии, 2 слова о воскресении мертвых, о покаянии, о памятовании смерти, о страдании Спасителя, о честном кресте Христовом, о терпении, страхе Божием и суде, слова утешительные, слово увещательное, о смирении и гордости, о сердечном сокрушении, о добродетелях и пороках, похвальное слово св. Василию Великому, святым апостолам, о блаженном Авраамии, о скончавшихся отцах, похвальное слово мученикам, о подвижнике Юлиане, похвальное слово мученикам, во всем мире пострадавшим, похвала святым 40 мученикам. Некоторые из этих слов очень велики по объему, например, слово о покаянии – это слово в полном смысле (4 т.). Слово на слова "в мире скорбни будете" (более 40 стр.).

4. Краткие слова, чаще всего называются поучениями, хотя термин "слово" тоже употребляется. Эти проповеди отличаются стройностью изложения, они в известной степени тематизованы, хотя проповедник не заботится, чтобы выдерживать тему до конца. 50 поучений к египетским монахам (2 т.), 76 поучений о покаянии (т. 5), 12 поучений на слова "внимай себе" и целый ряд других. Большинство его проповедей представляют эту группу. Некоторые из этих поучений очень краткие: о необходимости бороться с диаволом, о том, что монах не должен заботиться об одеждах.

5. Нравоучительные изречения, которые у прп. Ефрема называются "главами". Иногда у исследователей они называются гномами, а по гречески – апофтегмата, в них нравственные правила излагаются в виде кратких наставлений без доказательств. Собраны в известные группы. Большей частью это наставления, сказанные специально для монахов, хотя содержание этих наставлений касается не только монашествующих, но и христиан вообще. Например, имеется произведение, которое называется "подражание притчам". Краткие изречения очень напоминают мысли Соломона, отдельные мысли в виде афоризмов представляют собой идею, и в законченном виде они дают назидание. Бо,льшая часть наставлений инокам здесь. Главы блаженств стоят отдельно, но относятся к этому предмету. 90 глав о смиренномудрии (т. 2).