Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 16

Проповедь в это время характеризуется ещё отрицанием ораторского искусства, есть примеры преднамеренного уклонения от искусственных приемов речи, характерных для языческих ораторов. Действительно, мужи ап-е должны были придерживаться того, что мы находим у ап. Павла, который отрицательно относился к искусственным оборотам речи, которые далеко уводили увлекающихся искусством речи. Христианство тогда распространялось, преимущественно, среди низших слоев общества. Первые проповедники, поэтому, были сильны простой верой, но не внешней мудростью: «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных...» (1Кор.). Даже в таком центре языческой учености среди христиан были самые простые и незнатные люди, и они не обладали приемами ораторского искусства, которые были характерны для язычников; тем не менее, некоторые увлеклись Аполлосом, в результате которого произошло даже разделение.

Большинство проповедников продолжали и свои общественные занятия, потому что должны бил иметь средства к существованию и доказать своё христианское смирение, а также подражать свв. апостолам (ап. Павел добывал хлеб своими руками). Это обстоятельство было поводом к порицанию хр-х проповедников и их религии со стороны язычников: кожевники, угольщики, люди невежественные проповедуют незнакомое непонятное учение (Цельс). На это апологеты и мужи апостольские (Тертуллиан) замечали, что среди христиан каждый ремесленник лучше Платона находил Бога и мог показать, что есть Бог.

Сказалось влияние личного примера свв. апп., особенно ап. Павла, который предпочитал не хитросплетение словес, а явления духа и силы, благодатные дарования. Во II веке были живы и те примеры, и те наставления, которые зафиксированы в апостольских посланиях. У св. ап. Павла имеется прямое указание, что внешние словеса мудрости не имеют значения.

Тем не менее, II век являет и примеры несколько иного характера, потому что среди проповедников были и люди весьма учёные, стоявшие на уровне тех знаний, который характерен для этого периода. Пример св. Поликарпа, Иринея Лионского, Игнатия Богоносца свидетельствует, что это были люди ученые. Климент Александрийский был ученым мужем, преподавателем Александрийской огласительной школы. Они оставили после себя произведения, свидетельствующие о их глубокой богословской образованности. Естественно, что эти люди, которые получили прекрасное образование в языческих школах, переносили своё знание и на свою христианскую деятельность. Они были и премудрыми в слове, и искуссными в своей проповеднической деяельности.

Климент Александрийский: что одежда для тела – то словесное украшение для проповеди. Правда, не следует слишком заботиться об одеяниях.

Феофил Антиохийский в послании к Автоли,ку: приятная речь доставляет удовольствие и похвальна, хотя проповедник не должен увлекаться речью разукрашенной.

Итак, в какой‑то степени применялись приемы ораторского искусства для церковной проповеди.

Была определенная опасность, которая проявилась в большей степени, чем в век апостольский. Во II веке проявила себя опасность лжеименного знания. Научное образование обратилось в виде злоупотреблений, против которых выступал св. ап. Павел: компромисс, сделка с христианством иудейства и язычества (евионейство, гносис). В результате этого мы видим искажения, против которых должна была выступать Церковь. Св. Ириней не только перечисляет множесво сект и ересей, но и опровергает те или иные их положение.

Беда: одни в результате такого стремления пришли к искажениям, о которых мы видим в трудах апостольских, другие под воздействием языческих авторов стремились к тому, чтобы изложить христианство в аллегорическом смысле приемлемо для язычников. Чрезмерное увлечение аллегорическим толкованием сказывалось весьма отрицательнго.

«Пастырь» тоже являет нам пример аллегории, правда, она прспособлена к христианской проповеди.

«Послание Варнавы».