Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 18

Можно принять за достоверно, что ок. конца II века местами богослужебных собраний были уже особые здания. Раньше совершались по домам, но строились и особые здания под храмы. О Западе прямо говорит Тертуллиан: от идолов бегут в Церковь (ecclessia) и из противных лавок – в дом Божий. О восточной практике Минуций Феликс. В г. Эдесе в 202 году стояла великолепная христианская Церковь (evkklesi,a) – собрание народа. Иногда отдельные богослужебные здания назывались молитвенными домами или «домом Божиим» (kuriako,n), иногда назывались и «синагогами», но довольно редко (св. Игнатий и св. Поликарп).

Нет свидетельств о форме и внешнем облике зданий, о внутреннем убранстве. Есть некоторые указания и на этот счет. Самые необходимые: трапеза и дервевянный стол, на котором совершалась евхарстия. Особое место для чтения СП и произнесения проповеди. Относительного положения проповедника и проповеди обычно руководствовались принципом: во время чтения СП должны были стоять, а во время толкования садились и толкователь, и слушатели.

АП: посредине собрания пусть стоит седалище епископа. С обеих его сторон пусть сидят пресвитеры, а диаконы стоят вокруг. Народ же пусть сидит в молчании в порядке... женщины отдельно от мужчин. Чтец на амвоне читает книги Моисеевы и другие Писания. Во время чтения Евангелия пусть все стоят в глубоком безмолвии, затем пресвитеры по одному, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех епископ.

Можно конкретно провести аналогию с синагогой. Когда чтец заканчивал чтение СП, и начиналось объяснение прочитанного, то и проповедник, и слушатели садились. Для этого были устроены седалища.

Естественно думать и о том, что проповедь произносилась при каждом богослужебном собрании. Первоначально собрания были ежедневными. Почитание особых освященных дней, как особенность иудейского богослужебного закона, то это не требовалось безусловно апостольскими узаконениями. Первое христианское общество собиралось каждый день для совершения Евхаристии. Где была небольшая община, это возможно было совершать и во II столетии, но там, где была большая община, невозможно было каждый день собрать всю общину. Чаще всего собирали христиан в воскресные и праздничные дни. В это время имелись узаконенные дни празднований:

Пасха. Предшествовала Пасхе Великая седмица, после этого Светлая. Все эти дни богослужения были каждый день. Пасха была особенно почитаемой, поэтому и проповедь имела место.

Было и Богоявление (Откровение Иисуса) – «епифания», встречается и название «крещение». Климент Александрийский: праздновали крещение. Праздник же сформировался к IV столетию, как и Богоявление отдельно от Крещения.

Дни памяти мучеников. Читались мученические акты. Это было связано с днями памяти мучеников, эти праздники назывались «Днем Рождения» мучеников (день кончины). «Слово о мучениках», которое приписывается св. Мефодию Патарскому – первый памятник проповеди на день памяти мучеников. Но очевидно, что проповеди на эти дни должны были сформироваться достаточно рано, потому что с I века почитались дни памяти мучеников.

Не было недостатка и в других поводах к проповеди, т.к. потребность в наставлениях была всеобщая. Обычай церковный делал проповедь необходимой принадлежностью богослужебного собрания.

12.10.98

Прежде всего, 2-е послание Климента Римского к Коринфянам. Климент по происхождению римским язычником, обращен в христианство св. ап. Петром, был сотрудником ап. Павла, который называет его одним из своих поспешников (Флп. 4 гл.). Древние писатели называют его "мужем апостольским", а св. Ириней утверждает, что св. Климент обращался с апостолами, слышал их проповедь, был ими наставляем. С конца I века (или в начале II столетия) был Римским епископом. При императоре Траяне сослан в Херсонес Таврический, где мученически скончался. Его мощи были отсюда перенесены свв. Кириллом и Мефодием. Близость св. Климента к апостолам и его большой авторитет служит большим каноническим значением его трудов. Ему приписывается часть АП.