Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 61

Исходный пункт – наблюдаемый в людях уровень религиозно-нравственного состояния, который возбуждает в нем непрестанные слезы, поэтому он призывает всех к покаянию и сердечному сокрушению. Св. Григорий: "Непрестанно плакать для Ефрема было как дышать воздухом". Мысль о греховности людей, как и своей собственной, не оставляла его ни днем, ни ночью, и сам прп. Ефрем говорит об этом неоднократно. "Когда возлег я на ложе своем, пришла мне на мысль любовь Твоя, Господи, и встал благодарить Тебя, но вспомнил о грехах своих и начал изливать слезы", – говорит прп. Ефрем. "Будьте сострадательны ко мне, братья,.. подлинно образ только у меня благочестия, но не сила его. Приведем себе на память неизглаголанная благая и будем плакать, будем оплакивать себя. Помыслим, как праведные возвеселятся с Господом, а грешники будут плакать. Припадем к Господу, ибо он благ и милосерд и спасает кающихся". Призывая к сокрушению, прп. Ефрем и сам проливает слезы и говорит, что плач помогает искреннему сокрушению о грехах, покаянию и исправлению, плач назидает и исправляет, омывает душу и соделывает ее чистою, приводит в совершенство. Велика сила слез, сокрушение вселяет в нас Единородного Сына Божия, привлекает Святого Духа. Слезы богоугодные во всякое время имеют дерзновение перед Богом. Вся Церковь есть Церковь кающихся,.. вся она есть Церковь погибающих, как постигает это глубокий ум мудрых. Здесь не только призыв к плачу и сокрушению, но и свидетельство, что такое состояние духа приводит к неизреченной радости. Т.о. прп. Ефрем не является человеком, который говорит только о необходимости слез, но и свидетельствует о радости, которая приходит в душу сокрушающегося человека. Сокрушение сердца – это не какое-то безотрадное состояние души, потому что сердце, исполненное любви к Господу, не может поглощаться мрачным чувством. Ему предносится мысль о благости Божией, поэтому в душе проявляется чувство успокоения и отрады. Созерцая величие божественного милосердия, прп. Ефрем снова проявляет слезы – слезы радости и умиления. "Будем веселы лицом, будем радоваться о Духе Святом. Будем молить Его, чтобы сохранил нас от всякого зла. С дерзновением приступаем к Богу, ибо Господь радуется о кающихся и приемлет наше обращение".

Очень часто видно наставления, направленные к тому, чтобы уныние, нерадение не проявлялись в жизни людей, как самые тяжкие грехи.

Побуждение сознания греховности через сопоставление величия благодеяний Божиих, недостойности людей, чувства покаяния и слез, изображения Страшного суда, чувства отрады, успокоения – по этой схеме располагается очень сильное увещание прп. Ефрема. Почти в каждой проповеди можно видеть такое развитие мысли. Очень часто у него сочетается учительное изложение истин, но чаще всего он обращается к увещаниям, обличениям. Прп. Ефрем облегчает путь к сердцу пасомых, потому что они как бы проникаются сострадательностью по отношению к проповеднику и побуждаются к тому, чтобы сокрушаться о собственных грехах. Напоминание о Страшном суде и будущей участи – это те средства, которые использует прп. Ефрем, чтобы его увещания и обличения достигали цели.

К этим главным моментам его проповедничества сводятся рассуждения и об отдельных добродетелях и пороках. В анализе этих состояний он более глубок, чем в проповедях к мирянам, в которых он стоит ближе к внешней жизни и деятельности людей. Он проповедует высокий идеал монашеского подвижничества не только для монашествующих, но и для всех христиан. Он не ригорист, но требования у него достаточно высокие. Он проповедует о совершенном отречении от мира, от своей воли. Говорит об уединенной молитве.

В его проповеди очень много возвышенного, много прекрасных наставлений, имеющих значение для жизни в мирских условиях, он далек от того, чтобы дать полное начертание христианской жизни. Обыкновенно он пользуется отдельными моментами в жизни, чтобы подать соответствующие наставления.