Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 23

Богачу нет надобности раздать всё богатство, но надо правильно его использовать. Повествование о милосердном самарянине помогает проповеднику раскрыть первое повествование. Климент указывает, что необходимо проявлять именно такое милосердие, какое возможно для человека, обладающего соответствующими средствами. Объясняя евангельское повествование о милосердном самарянине, Климент Александрийский тоже применяет метод аллегории. Разбойники – это духи тьмы. Человек, попавший к ним – каждый из нас. Милосердный Самарянин – Сам Христос, который нас обвязал любовью, надеждой, верой, излил вино Святого Духа. Эта аллегория применяется не ради самой аллегории, а ради того, чтобы придать более высокий духовный смысл этому повествованию. Дела милосердия необходимо проявлять, чтобы богатство было употреблено для христианских целей милосердия, потому что закон милосердия – обязателен для всех. Т.о. он примиряет противоречия о раздаче богатства неимущим.

На основании этих памятников церковной проповеди II века Климента Римского и Александрийского обнаруживаются 2 течения: одно течение – это прежняя апостольская простота, какой отличается 2Кор. Там каждый раздел представляет собой рассуждение на одну тему, следующий раздел – по другой теме. Один и тот же раздел может содержать разнообразные наставления, автор не стремился придать этому логическую связность. Здесь видно духовное завещание старца своим чадам. Климент Александрийский представляет направление, которое считает, что научные знания и вера должны сочетаться. Климент не только провозгласил этот принцип, но старается осуществить его в своих произведениях, и т.о. он является свидетелем того, что в это время были другие проповедники, которые использовали свои научные знания для целей назидания духовного. В "Слове" мы видим приверженность Климента к аллегорическому толкованию СП.

19.10.98

Проповедники III века ещё в большей степени применяют свое научное знание для церковной проповеди и изложения христианского вероучения и мировоззрения.

Право проповеди в III веке. В III веке право всеобщего учительства уже не имело распространения, что видно из переписки епископов Александрийского, Кесарийского и Иерусалимского по делу Оригена. Будучи александрийцем, он много путешествовал. Приглашали его и в Кесарию, чтобы предоставить другим возможность послушать его. Александрийский епископ возмутился, когда Оригену позволили проповедовать на богослужении в храме. В Александрийской Церкви т.о. придерживались правила запрета проповеди мирянам. В Кесарии такого правила, видимо, не было. Для того, чтобы уладить этот спор, епископы Кесарии и Иерусалима рукоположили Оригена.

Должностные лица в Церкви епископы и пресвитеры были единственными проповедниками, обязанными проповедовать в связи со своим положением. Иногда благословляли проповедовать и мирянам в исключительных случаях. В споре по поводу Оригена последнее слово осталось за епископом Александрийским – Оригена пришлось рукоположить. В течение III века мы наблюдаем строгое ограничение в отношении права проповеди даже по отношении к пресвитерам. АП: пресвитер только учил, возносил, крестил и оглашал + некоторые ограничения, которые заключаются в том, что после пресвитеров выступал епископ, который мог дополнить или сделать уточнения. Диаконы в III веке не имеют права церковной проповеди. В АП о диаконах как проповедниках не упоминается. Прп. Ефрем Сирин был только диаконом, но имел возможность проповедовать не только у себя, но и в других местах; сохранились его 50 бесед египетским отшельникам. Пресвитерам епископы не безусловно предоставляли право проповеди. По мере того, как епископы получали больше прав как предстоятели Церкви, их власть по отношению к праву проповеди пресвитеров должна была ещё увеличиться. Мы видим лишь краткие замечания: пресвитер мог проповедовать лишь по указанию епископа. В ранних проповедях святого Василия Великого мы видим замечание, что епископ повелевает произносить проповедь. У Оригена сказано, что епископ указывает и на предмет проповеди. "В беседе на книгу пророка Иезекииля": Епископ да повелевает...